Виктор Гринкевич: «У депутата Госдумы должно быть стратегическое мышление»
- 3832
Кампания по предварительному голосованию «Единой России» на выборах в Госдуму вступила в решающую фазу. На два избирательных округа и брянскую часть федерального списка — 35 кандидатов. Среди них — депутат Брянской областной думы, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Виктор Гринкевич.
— Виктор Григорьевич, вы обеспеченный, успешный и уважаемый человек. Но вы — активный участник этой гонки в Госдуму? Это адреналин, честолюбие или абсолютная уверенность в собственной правоте?
— Мы — я и мои партнеры по бизнесу — очень долго держались в стороне от политики. Я даже больше скажу — практически все корпоративные структуры, в которых я принимал участие не подходили к политическим играм даже близко. Но наступил момент, когда у лично у меня возникло желание поправить в наиболее близкой мне экономической сфере то, что казалось неудачным и неправильным — я бы сказал, непрофессиональным. Это привело меня и в политику вообще, и в партию «Единая Россия» в частности.
Я был депутатом Жуковского районного совета, сейчас — депутат Брянской областной Думы. Но я и сейчас не занимаюсь, что называется, чистой политикой. Только в разрезе экономики: как и из чего складывается экономическая жизнь региона, как формируются потоки финансов и товаров, как тратятся средства, которые зарабатываются на земле или на заводе и поступают потом в бюджет. И я вижу то, в чем многие почему-то не видят прямой связи: уровень нашей жизни очень сильно зависит от того, насколько компетентными являются решения, принимаемые людьми, которых мы избираем. И, к сожалению, уровень этой компетентности оставляет желать лучшего — об этом, например, свидетельствуют постоянные изменения в законах. Не успеет закон выйти, сразу начинается: «Ах, что же мы наделали, ты смотри, он здесь не работает, работает неправильно, тут вообще непонятно что, тут вообще действие обратное тому, которое хотели». Это происходит именно от того, что законотворчеством занимаются люди, не обладающие нужным уровнем образования — раз, уровнем компетентности — два, жизненным практическим опытом — три, устойчивыми принципами и взглядами — четыре. Госдума — не училище по подготовке депутатов. Эти люди каждый день принимают решения, от которых зависит качество и уровень нашей жизни.
У меня есть образование — инженерно-техническое и юридическое, у меня есть опыт — руководителя предприятия (успешного руководителя), депутата райсовета (я думаю, обо мне осталась хорошая память), депутата облдумы, у меня есть жизненные принципы (я никогда не действовал в пользу какой-либо стороны, а всегда старался пробивать решения в интересах предприятия, района, своего избирательного округа). У меня есть, как сейчас модно говорить, объем компетенций, я могу настаивать на принятии адекватных решений. Поэтому, если я хочу что-то поправить, то должен это сделать. Потому я и участвую в гонке.
— Как вы представляете себе возможности депутата Госдумы? Что может сделать рядовой депутат-одномандатник Госдумы для своего округа?
— Я не думаю, что методика взаимодействия со своими избирателями у депутата Госдумы принципиально отличается от работы с избирателями депутата райсовета или облдумы. Единственное отличие — масштаб. Ведь что такое регион? Это тысячи предприятий, это почти полтора миллиона жителей, тридцать с лишним муниципальных образований — в этом многообразии нужно ориентироваться, быть в курсе проблем — и компетентным хотя бы в основных. Просто потому, что невозможно быть специалистом во всех областях.
У депутата Госдумы должно быть стратегическое мышление. Надо больше внимания уделять тем местам, где мы зарабатываем средства для бюджета — производствам, заводам, фабрикам, то есть тем структурам, где реально зарабатывается региональное богатство.
— Но ведь люди, как правило, не мыслят глобально — им нужно, чтобы было удобно здесь и сейчас, а что творится за пределами их маленького мира, их не касается. Можно ли, по вашему мнению, «скрестить» возможности депутата и конкретные запросы конкретных людей?
Да, большинству избирателей нравятся простые решения. На этом очень любят оппозиционные партии выскакивать: покритиковали нынешнюю власть, предложили простые решения — сделать завтра зарплату по 100 тысяч каждому и все будут жить счастливо. Или раздать нефтяную ренту — по 600 долларов опять же каждому, включая глубоких стариков и грудных младенцев, и опять все у нас будет все классно.
Кроме того, сложилась устойчивая иллюзия: все деньги из бюджета. А в бюджете они откуда — как-то не задумываются. Есть федеральный бюджет, из которого всегда дадут что-то там, когда увидят, что не хватает, есть региональный бюджет, в него налоговая пробежит и соберет. Я противник такого упрощенного подхода к жизни региона. Ведь есть места, где эти средства появляются, где они для региона зарабатываются.
Да, с такой позицией тяжело выходить к людям, простым избирателям. Но надо — надо выходить и объяснять простым языком, что простых решений не бывает.
Но со всем вышесказанным совершенно не вступает в противоречие то, что депутат — это, прежде всего, помощник своих избирателей. У меня есть свое понимание, каким должен быть депутат. Когда люди идут на прием, они идут к тебе за помощью. Я эту помощь оказываю, если могу сам решить какого-то там уровня проблему. Если нет, то организую решение. В рамках своих полномочий, связей, возможностей, способности влиять на людей, которые принимают решения, ну и так далее.
Бывает, что не решаю. То есть уровень проблемы превышает мои возможности. Тогда я, по крайней мере, подсказываю человеку куда идти и где пытаться решить эту проблему. Депутат не стоит ничего, если не будет проникаться проблемами своих избирателей в рамках той территории, на которой его избрали. Он должен помогать, тесно жить с людьми — быть с ними рядом на праздниках или в трагические моменты. В каждом районе, каждом городе или селе есть свои острые проблемы, если депутат о них знает, принимает участие в их решении, помогает людям разобраться с ними, то его будут видеть, помнить и тепло к нему относиться.
— Вы можете назвать слабые места Брянской области и ее однозначные уникальные преимущества? Какие прорывные программы или проекты могли бы быть полезны для региона в целом и его самого большого города в частности?
— Нельзя так однозначно клеймить — недостатки, достоинства. Порой недостатки переходят в достоинство и наоборот.
Главное достоинство нашей области, с моей точки зрения, это ее промышленные предприятия — ныне существующие, действующие, производящие товар, востребованный на различных рынках. Это очень разные экономические сферы — и предприятия машиностроения, и предприятия пищевой отрасли. Но именно они у нас сейчас наиболее развиты. Про пищевую отрасль, тесно связанную с сельским хозяйством, говорить не буду, поскольку про них и так много говорится, а вот про машиностроение скажу. Брянское машиностроение — это оборонка. Она потихоньку возрождается, поскольку государство поставило задачу импортозамещения, и целый ряд предприятий получил дополнительный толчок в своем развитии. Я знаком с большинством руководителей этих предприятий, знаю, чем они живут, и в чем главная проблема.
— В чем?
— В методичности финансирования государственным бюджетом производственных процессов, которые происходят на этих предприятиях. Государство делает заказы, ставит задачи, но оно все-таки свысока поглядывает на любые структуры, которые расположены ниже — и не торопится расплачиваться.
Но директора народ прагматичный и знают: все заказанное можно сделать с высоким качеством и вовремя — но при условии своевременного ритмичного финансирования этих процессов. Делать уже научились. Поскольку продаж как таковых нет, есть госзаказ (сделал — отдал государству), важно, чтоб государство как можно быстрее расплатилось за то, что ты сделал. Потому что специфика производственного процесса не предполагает длинных задержек. Это ж процесс такой, он не может подпрыгнуть и в воздухе зависнуть. Он обязательно на землю упадет.
— То есть вы считаете, что если попадете в Госдуму, то сможете повлиять на этот процесс?
— Вдобавок к компетенциям и знаниям, я все-таки за время своей деятельности в политике приобрел способности общаться с людьми. Разного уровня. Вплоть до самого высокого. Это тоже немаловажно: умение общаться, приводить аргументы, вести переговоры, убеждать в правоте своей точки зрения. Просто прийти и очаровывать человека, пытаясь ему что-то там рассказать в общем — этого очень мало. Нужно профессионально уметь изложить ему именно ту проблему, о которой ты говоришь. Я с этим неоднократно сталкивался при переговорах с банкирами, контрагентами, поставщиками, иностранными и отечественными, во властных структурах различного уровня. Никто не хочет терять сейчас время и тратить его на непонятного человека, который говорит непонятно о чем. Но если ты пришел с хорошим пониманием проблемы, пониманием того, о чем ты говоришь — тебя слушают. Интересы региона продвигаются только так.
— То есть, с вашей точки зрения, депутат Госдумы — это своего рода посол региона.
— Каждый из нас, депутатов, является в определенной степени лицом брянской власти. Люди судят о том, какая у нас власть по тому, что мы говорим, что мы делаем, как мы выглядим. И я эту ответственность на себе чувствую. Люди должны видеть, что депутат с ними. Он с ними живет рядом, приезжает. Поздравляет. Выручает. Решает. Помогает — всей области и каждому конкретному человеку.