Стародуб может лишиться одной из своих главных достопримечательностей — местного аэроклуба. Общественной организации просто не под силу выплатить начисленную ей арендную плату за землю. Корреспондент NashBryansk.Ru побывал на аэродроме и выяснил подробности.

В марте прошлого года были внесены изменения в земельный кодекс РФ. В связи с этим регионы должны были утвердить свой порядок при сдаче в аренду участков, что правительство Брянской области и сделало в декабре 2015 года. Председатель клуба авиационного самодеятельного технического творчества «Стародуб» Валерий Суханов об изменениях в законодательстве знал и понимал, что раз кадастровая стоимость земли увеличилась, придется платить больше. Площадка в 115 гектаров предоставляется аэроклубу без торгов и находится в собственности субъекта.

«До сих пор, если брать предыдущие годы — 14-й и 15-й — мы платили 1 151 рубль и какие-то копейки за год. Безусловно, это плата подъемная. И если бы она была в два, в три раза выше, то мы бы как-то это пережили», — пояснил руководитель клуба.

Летное поле появилось в Стародубе в 1936 году. С этого аэродрома в 1943—1944 годах взлетали бомбардировщики, направлявшиеся на бомбежки позиций врага. Здесь же базировался полк бомбардировочной авиации.

На арендуемом участке размещаются 20 легких самолетов, аэродром, служебные помещения и недавно построенный ангар. Теперь за всю эту площадь пилоты и парашютисты в 2016-м должны выложить 52 миллиона рублей. Как подсчитали в клубе «Стародуб», это 142 тысячи за день. Для общественной организации это просто неподъемная сумма. Раньше местные депутаты предоставляли аэроклубу льготы. А то, что механизм предоставления льготного коэффициента в новом постановлении регионального правительства для них не прописан, Валерий Суханов узнал случайно, когда новую сумму рассчитывали в администрации.

«Квитанция пришла бы в сентябре-октябре, пришлось бы платить или нас бы объявили банкротами. А что тут банкротить? У нас и так ни копейки нет. Закрыться бы пришлось», — отметил Валерий Суханов.

На сегодняшний день стародубский аэроклуб, который объединяет пилотов-любителей и парашютистов, единственный в области, не считая брянского, где кроме полетов проходят и тренировочные прыжки с парашютом. В выходные дни сюда приезжают из Белгорода, Гомеля, Смоленска, Курска и даже Санкт-Петербурга. Только в 2015-м здесь совершили 2,6 тысячи прыжков, из них более 200 оказались первыми.

«Аэродром востребован, востребован однозначно. Дети идут, идут, идут. И родители приводят детей покататься и просто посидеть, сфотографироваться. Возникает у ребенка тяга к небу — он не идет куда-то на улицу. Он идет сюда», — рассказал пилот Игорь Лучкин.

«Аэродром востребован, востребован однозначно. Дети идут, идут, идут. И родители приводят детей покататься и просто посидеть, сфотографироваться. Возникает у ребенка тяга к небу — он не идет куда-то на улицу. Он идет сюда.

Игорь Лучкин

Особую популярность стародубский аэроклуб стал приобретать в последние два года. Спортсменов привлекают демократичные цены — прыгнуть с парашютом здесь стоит 650 рублей — только, чтобы окупить топливо, затраченное самолетом на вылет.

Сейчас в общественной организации ищут пути решения проблемы. Равняться на брянский аэроклуб в Стародубе не могут. Там земля федеральная, а следовательно, совсем другая категория. Для сравнения арендная плата для брянского аэроклуба составляет 130 тысяч рублей в год. Причем земельный участок в Брянске почти в два раза больше, чем в Стародубе. Но даже в таких условиях брянским любителям высоты живется несладко — клуб находится на грани выживания.

«Если нам тяжело живется, то сложно вообразить, каково теперь приходится стародубским коллегам. Как они осилят плату в 52 миллиона рублей, непонятно», — рассказал руководитель Брянского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ) Александр Сай.

Пока чиновники предложили стародубцам два выхода: оспорить кадастровую стоимость или оформить землю в собственность. Но как рассчитали в аэроклубе, это позволит незначительно уменьшить сумму.

«Ведь тогда земельный налог будет. А что земельный налог будет меньше? Да, он будет примерно в два раза меньше. Но что 52 миллиона для нас смерть, что 26 миллионов для нас смерть», — уверен Валерий Суханов.

Общественный аэроклуб работает в Стародубе с 1982 года. Членами клуба за годы существования построены десятки планеров, мотопланеров, самолетов, на которых ежегодно выполняются тысячи полетов, ведется выброска парашютистов. Сегодня «Клуб авиационного самодеятельного технического творчества «Стародуб» организовывает подготовку парашютистов и пилотов.

Единственный способ, который поможет избежать закрытия, считают в аэроклубе — внести изменения в то самое постановление правительства Брянской области. С этой просьбой пилоты и парашютисты обратились в местную администрацию. Там их поддержали и отправили обращение в область. В управлении имущественных отношений, где и разрабатывали документ, объяснили, что делали все в соответствии с федеральным законом. В постановлении прописан льготный коэффициент, но данная организация в эту категорию не вошла. Пока аэроклуб вообще единственная общественная организация в регионе, которая столкнулась с такой проблемой, поэтому до конца марта в управлении будут собирать информацию по всем районам области.

«Потом будет дана юридическая оценка всей предоставленной информации и если это с юридической точки зрения возможно внести такие изменения, то они будут внесены», — прокомментировала ситуацию врио начальника управления имущественных отношений Брянской области Светлана Карелина.

Члены клуба «Стародуб» теперь надеются, что в правительстве области пойдут навстречу и юристы дадут добро. Главное, чтобы все эти согласования не затянулись. Если до сентября ситуация не разрешится, аэроклубу придется закрыться.