Самого настоящего Деда Мороза из Великого Устюга ожидал Брянск 15 декабря. Увидеть главного новогоднего волшебника надеялись и обычные горожане, и журналисты — когда еще выдастся случай задать вопрос и обратиться с просьбой к тому, кто ежегодно исполняет желания и творит чудеса? Однако к тесному контакту с прессой команда великоустюгского Дедушки оказалась не расположена. А сам визит прошел быстро и незаметно для большинства брянцев. Видимо, немаловажную роль сыграл плотный график волшебника, при котором не обойтись без помощников — местных Дедов Морозов.

Занять место в рядах подручных главного Дедушки страны может каждый. Однако для этого одного костюма маловато. О том, как надев бороду и взяв в руки мешок, стать настоящим новогодним чародеем, корреспондент NashBryansk.Ru расспросил Дедов Морозов областного центра.

<em>Инна Манаенкова, фото из личного архива</em>

Инна Манаенкова, фото из личного архива

Инна Манаенкова, дифектолог брянской общеобразовательной школы № 68 для глухих и слабослышащих детей:

Стаж работы с особыми детками у меня уже около 30 лет, и половину из них точно приходилось быть Дедом Морозом. Вообще Дед Мороз для ребят — волшебник, настоящее новогоднее чудо. Поэтому в большей мере это такой эмоциональный персонаж, очень добрый. Его появления ждут с нетерпением. Дедушка Мороз заходит, и начинается волшебство: игры, хороводы вокруг елки. Постоянное движение. А в нашем случае Дед Мороз вообще на месте не сидит. Иногда ему помогает вести праздник переводчик, а иногда кто-нибудь из старшеклассников. По большей части праздник у нас — это наглядное действие, наглядно-образное. Наши дети лучше ориентируются, если показать, нежели долго объяснять.

Вообще в моей практике бывало разное. Случалось и быть узнанной. Маленькие дети, наши первачки, тогда просто заливаются: «Ай, Инна Владимировна! Знаем мы, знаем!». Тут уже в ответ включаю Деда Мороза: «Не может быть!». Снегурочку подключаю, взрослых помощников. Быстро отвлекаем детей — всех в игру, в танец, в песню. Жестовые песни у нас тоже есть, их достаточно много. И детям потом уже все равно, кто там за бородой Деда Мороза. Им просто весело, им хорошо.

Самое сложное в работе главного новогоднего волшебника нашей школы — удержать детей в празднике… Иногда очень хочется дать им больше и больше показать. Но, к сожалению, в силу развития они многого не понимают. Бывает очень трудно какие-то интересные моменты оставить действительно интересными. Ведь действие нужно упростить, чтобы оно было максимально понятным для деток. Иначе ребята просто выключаются. Главное — удержать их внимание.

В качестве новогоднего чуда я бы хотела пожелать, чтобы наши дети меньше болели. Здорово помог бы в этом хороший спортивный зал. Однако в воплощении это чуда даже Деду Морозу не обойтись без реальной помощи.

Инна Манаенкова

<em>Денис Петренко, фото из личного архива</em>

Денис Петренко, фото из личного архива

Денис Петренко, шоумен и журналист:

Первый раз надел на себя шубу Деда Мороза году, наверное, в 91-м. Теперь вот выступаю для самой разной аудитории. Это и садики, и младшие классы, и кабаки. По количеству выступлений — раз на раз не приходится. Но вот пару лет назад я личный рекорд установил — семь елок за один день. Правда, обычно бывает меньше.

Выступать, конечно, больше нравится для детей. Люблю старшую группу детского сада. Они уже понимают, что к чему. И при этом у них еще нет этих комплексов, они еще не стесняются. Правда, бывают и исключения. Здесь очень много от воспиталок зависит. Случается так, что и первоклассники радуют. Но вообще моя слабость — это старшая группа.

Какие-то сложности в последние годы стали возникать со школьниками классов третьего — пятого. Не могу сказать, что это прямо какое-то научное исследование. Но эти дети сейчас совершенно отмороженные и неуправляемые. Раньше такого не было. Может быть, во мне косяк, я неправильно на их волну становлюсь. Хотя нет. В принципе, у нас не происходит какого-то конфликта. Но у них как будто падает какое-то забрало, и становится очень сложно добиться какой-то управляемости.

Со взрослыми тоже есть свои сложности. Основная — алкоголь. На самом деле достаточно одного — двух пьяных идиотов, чтобы запороть все мероприятие, на котором отдыхают 150 человек. Хотя чаще на этой почве возникают, скорее, смешные моменты.

Очень люблю историю, как один раз в кабаке вышли к Дедушке Морозу — я уж не помню, с какой целью — три чувихи молодые… Ну как молодые… Работающие уже. Корпоратив какой-то был. Сильно выпившие. Я стою спокойно, общаюсь. И тут одна из них начинает меня совершенно однозначно поглаживать по заднице, как-то пощипывая, прямо льнет бедная. А вторая — у нее, наверное, совсем башню перерубило — начинает вытягивать у меня из бороды волоски и рвать, как у старика Хоттабыча, — какие-то желания загадывать. Я был немного озадачен, но, слава богу, ничего страшного не случилось, обошлось смехом.

Дети вообще каждый год подкидывают что-нибудь веселое. Из детских историй я люблю вспоминать, как бусинка пукнула. Был у нас танец бусинок. Это младшая группа — совсем маленькие. И вот танец бусинок. Дети стали в круг и сосредоточенно ходят вокруг елочки. Неимоверное напряжение. И все за них переживают. Педработник переживает, родители переживают. И все это в гробовой тишине, под звуки пианино. И вот одна бусинка так — пук! Да зычно-то как. И как ни в чем не бывало продолжает ходить. Мы со Снегурочкой переглянулись. Это, конечно, смешно, с одной стороны, с другой — ты же не отреагируешь на это. Нельзя! На самом деле это даже не случай, не история, а как ощущение какое-то. Было очень мило.

В новом году я хочу пожелать нашим людям побольше мозгов. Меньше смотреть телевизор и больше думать. Мозгов! Мозгов и адекватности!

Денис Петренко

<em>Михаил Семенцов, фото из личного архива</em>

Михаил Семенцов, фото из личного архива

Михаил Семенцов, актер, шоумен:

В роли Деда Мороза попробовал себя еще в школе — в старших классах. А с четвертого курса я этим зарабатываю. Выступаю для детей абсолютно любого возраста — от года до 14 лет — и для взрослых на корпоративах. Прихожу на дом, в детские сады, работаю на площадках в торгово-развлекательных центрах — в БУМе, «Аэропарке», «Тимошках».

Маленькие дети могут даже не понимать всего: что творится вокруг, что это за дядька с бородой? Так что происходит все больше для родителей, которые вызывают Деда Мороза. Чтобы дети все же реагировали на что-то, с ними нужно несколько по-другому общаться — больше чего-то показывать. Всякие шарики, мыльные пузыри и так далее… Потому у меня свой арсенал для общения с такими юными клиентами. А с ребятами постарше проблем вообще не возникает: они прекрасно все знают.

Со взрослыми же… Какие могут быть проблемы со взрослыми? Бороду вот мне пытались оторвать. И не раз. Непонятно, правда, зачем они это делают, но тем не менее пытаются. В основном, конечно, женская половина. И женская половина постарше. Это все в порядке вещей на стадии абсолютного нестеснения.

Вообще для меня лично Дед Мороз — это, скорее, не роль. Признаться честно, я работаю им не так уж и часто. Есть у меня время, есть вызовы — хорошо. Все равно это в первую очередь — заработок. Не роль. Это же ты не на сцене выступаешь, а бомбишь. Одно слово — бомбежка.

Желаю, чтобы верили в волшебство даже те люди, которые уже не верят. Мысли материальны, если будем верить, то все сбудется. Поэтому загадывайте желания. Чем больше вы будете желать, чем больше вы будете этого хотеть, тем скорее все осуществится.

Михаил Семенцов

<em>Иосиф Камышев, фото с сайта брянского драмтеатра</em>

Иосиф Камышев, фото с сайта брянского драмтеатра

Иосиф Камышев, народный артист России, актер брянского драматического театра:

Мне было лет 14 лет, когда я впервые оказался в бороде, шубе и валенках под елкой. Я занимался в театральной студии. И мы сделали новогоднее представление. А поскольку, скажем так, я всегда был крупным мальчиком, роль Деда Мороза досталась именно мне. Еще была девочка — Снегурочка. И мы ездили с благотворительным выступлением по больницам, детским домам, приютам. С тех пор я не пропустил ни одного Нового года. Даже, когда был в армии, поздравлял сослуживцев.

Потом были губернаторские елки и елки мэра. Все было. Но я уже передал дела молодым. Сейчас продолжаю играть… Но это лично для себя. Есть свои места… Детские сады… Если зовут, корпоративы… Иногда бывает, конечно, приглашают на какую-нибудь официальную елку. Ну, тогда уж, конечно, соглашаюсь. А так в основном молодежь работает.

Очень долго проводил елки только для детей. Сложностей с ними — никаких. Главное, чтобы верили. Но у меня почти всегда получалось, потому что с одними и теми же детьми работал — частные визиты. И так из года в год. И они меня воспринимают именно как Деда Мороза. Верят, что Дед Мороз это не папа. Им очень интересно. Тем более, что работаю я честно. Не халтурю. С отдачей. И они чувствуют это.

Со взрослыми я работаю совсем недавно, можно сказать. Лет десять… И то по необходимости. Сами знаете, раньше положение финансовое было сложное. Но, когда стабильность наступила, я уже от многих вечерних корпоративов начал отказываться. Все больше с детьми — школы, садики. С детьми оно как-то полегче. Сам себя ребенком чувствуешь. А со взрослыми и самому хочется выпить. Не люблю этого. Но уж если берусь, то все честно, с отдачей.

Новый год — детский праздник. Пусть даже взрослые в этот день чувствуют себя детьми. Им тоже хочется чуда, ожидания какого-нибудь. И пусть оно случится, пусть ожидания оправдаются, а желания сбудутся.

Иосиф Камышев

<em>Владимир Аверин, фото группы брянского ТЮЗа в соцсети «ВКонтакте»</em>

Владимир Аверин, фото группы брянского ТЮЗа в соцсети «ВКонтакте»

Владимир Аверин, актер и режиссер Брянского областного театра для детей и юношества:

Самое трепетное, самое желанное и самое чувствительное — это когда работаешь либо в больнице, либо в онкоцентре. Там, где есть беспомощность детей, которым нужно нести радость каждую минуту, каждую секунду. У меня не проходит года без таких выездов.

У этих утренников есть своя специфика. Если в театре дети активные, они могут активно двигаться. То тут мы убираем беготню и больше с ними общаемся. Конечно, сердце здесь переживает совсем по-другому. Оно стучит в другом ритме. Эти дети верят, верят гораздо больше, чем все остальные. Ведь для них это определенный кусок счастья, это надежда.

При работе с детьми случалось много всего. Бывали случаи, когда от неожиданности ребенок забывал стихотворение и начинал рассказывать своими словами. В такие моменты ты понимаешь, насколько он волнуется, насколько желает общения с Дедом Морозом и ждет свой подарок. Это бывает очень забавно и душевно. Для того чтобы праздник получился, приходится приложить все свое старание, умение и талант, всю энергетику свою включить именно в то, чтобы детенок тебе поверил.

Узнан был один раз. Я тогда пришел к себе домой. Сыну было года три или четыре… Он рассказал стихотворение, получил подарок. Все. И вот я тихонечко говорю: «Дедушке Морозу нужен стаканчик воды попить». И тут ребенок поворачивается к матери и выдает: «Мам, слушай, иди налей папе воды». Много времени прошло, уже и внуки повзрослели, но до сих пор ждут меня с удовольствием 31 декабря. Люди чем взрослее, тем больше верят. Хоть и понимают прекрасно, что это игра. Это действительно счастье.

Я бы всем с удовольствием пожелал подарков, отличного настроения и прекрасных долгих, счастливых лет.

Владимир Аверин