Корреспондент NashBryansk.Ru «меняет» профессию: валенки валять — не рукавом махать
- 0
Синоптики обещают холода, ноябрь готовится уступить место декабрю. И жители Брянска уже ждут настоящего снега и легкого морозца. Однако даже самая оптимальная зимняя погода не в радость, если нет по-настоящему удобной обуви. А в этом плане валенки, которые снова оказались в тренде, вне конкуренции, тем более что самая шикарная пара будет на порядок дешевле привычной кожаной обуви. Помочь свалять настоящие русские катанки корреспонденту NashBryansk.Ru взялась семья Романовых из Почепа, прославившая родной город двухметровыми валенками, которые вошли в экспозицию Брянской области на Олимпиаде в Сочи.
Супруги Владимир и Наталья вместе уже много лет. И как минимум два десятилетия супруги занимаются исключительно валенками. «Специально меня этому не учили. Просто видел, как бабушка моя и дед занимались. Все всегда на глазах — вот и научился, — рассказывает глава семейства. — Серьезно же валить (валять по-почепски — примечание редактора) начали после перестройки. Мы тогда работали на мясокомбинате — жена продавцом, я электриком. А когда закрылся он, валенками занялись». «Теперь у нас и сыны работают с невестками. Соседка тут на пенсии приходит, чуть-чуть помогает, когда сезон, — добавляет Наталья. — Работы очень много. Будет чем заняться и вам».
Валенки — валенцы, чесанки, пимы, катанки, катанцы — один из самых известных русских национальных символов. Однако история тех валенок, которые в ходу сегодня, на Руси началась не так давно, в самом конце XVIII века. За право называться родиной этой обуви борются Нижегородская и Ярославская области.
Все производство у Романовых сосредоточено в относительно небольшом помещении: здесь и шерсть и механизмы, большинство из которых сконструированы самим хозяином, и склад. Первый этап в работе — подготовка сырья. «Сначала надо перебрать шерсть руками, чтобы в шерстобитную машину не попали какие-либо камешки или другой мусор. Надевайте халатик — вон висит, становитесь рядом, — предлагает Наталья. — Шерсть бывает черная, белая, серая. Заказываем ее у фермеров. Овцы разные — валенки разные, разных цветов. В основном берут белые или серые валенки, реже — черные». После тщательной ручной обработки шерсть отправляется в шерстобитную машину — их в цехе две.
А оттуда уже выходит шерстяное полотно или чесаная шерсть. «Из него тетя Валя, Валентина Николаевна, делает заготовки — сноет. Это сновкой называется», — поясняет Владимир. Сосновать валенки, значит сделать основу. «Выкройки у нас заготовлены. Расстилается ткань — вот так, — показывает тетя Валя. — На нее кладется шерстяное полотно, в которое и заворачивается выкройка. Главное, чувствовать, сколько шерсти нужно. Я на глаз отмеряю и вижу, куда положить каждый кусочек. Вот… Дырочки не пропускать! В итоге шерсть сцепливается».
Из рук тети Вали заготовки, также обернутые в ткань, партиями уходят на вибростол. Машина их как бы притаптывает. «Раньше это руками делали, но больно тяжело и медленно», — объясняет Владимир. После вибростола будущие валенки проходят через еще одну машину с огромными деревянными валиками. Получается первичная привалка. Затем заготовкам начинают придавать форму с помощью колодок и дополнительных механизмов. «Колодки и сами делаем, и заказываем — это зависит от их характера и от времени. Колодки для олимпийских валенок собирали сами. Полкубометра древесины ушло», — вспоминает Владимир.
Сначала валенки стоили очень дорого: мастеров, которые их валяли, было мало, а технологию держали в строжайшем секрете, передавая от поколения к поколению. Сами валенки также берегли и передавали по наследству. Молодой человек в катанках считался тогда завидным женихом. Не гнушались этой обувью и царские особы. Петр I требовал валенки после бани зимой, Екатерина Великая грела в чесанках больные ноги. А Анна Иоанновна и вовсе разрешила придворным дамам надевать их с парадными платьями. В период Великой Отечественной войны зимой советские солдаты носили только валенки.
После придания первичной формы валенки отправляют на начальную простирку. Для этого приспособлена специальная бочка. Затем их добивают до нужной плотности и помещают в огромную стиральную машину, снова растягивают и формуют и, наконец, кладут в центрифугу, чтобы освободить от лишней влаги. А ее остатки испарятся в сушилке — отдельном хорошо отапливаемом помещении, где на колодках валенки приобретают свою окончательную форму. «Вот готовая продукция. Осталось подшить след или на подошву поставить — и носить уже можно», — подводит итог Владимир. Однако на этом работа заканчивается не всегда. Отдельные пары по заказу Наталья с невестками украшает искусственным мехом, тесьмой, узорами из цветной шерсти или рисунками — и тут фантазии нет предела. Спрос на валенки большой. «За сезон, сколько делаем, столько и продаем. Расходится буквально все. Еще и не хватает. Так что оставайтесь, освоитесь быстро», — улыбается хозяйка.
Самые яркие свои работы супруги Романовы показывают на Свенской ярмарке — для них это главное событие года, к которому заранее готовятся. Также Владимир и Наталья участвуют в «Серебряной лире» в Овстуге, выезжают в Трубчевск на праздник Бояна. Там есть возможность и себя показать, и на людей посмотреть. А ведь валяет в Почепе далеко не одна семья, при этом многие работают вручную на всех этапах. Да и у дизайнеров интереса к валенкам не убавляется.
Сегодня валенки носят бойцы подразделений МВД, МО, МЧС, различных охранных структур, а также работники рыболовных и охотничьих хозяйств. Для военной разведки в свое время были изготовлены специальные валенки разведчика — белого цвета. Большой популярностью пользуются катанки у дизайнеров и модельеров, предоставляя широкое поле для творчества.
«Валенки сегодня в большом тренде. Сейчас многие мастерицы делают их с вышивкой, с узорами из бусин, пуговиц. Они стали огромным полем для творчества, — рассказывает молодой брянский дизайнер Маргарита Зверкович. — У нас с театром моды «Монплезир» был такой опыт. Мы покупали уже готовые валенки на прорезиненной подошве. Они называются еще бабушкина радость или бабушкино счастье. Делали на них всякие вышивки, аппликации. Так что валенки — это очень модно. Здорово, что и в нашей глубинке есть люди, работающие с этой истинно русской обувью, которую можно легко превратить в яркий аксессуар».
В этом мнении поддерживает коллегу и руководитель театра моды «Образ» Людмила Быданцева. «Валенки сегодня более чем актуальны. Русские этнические элементы вообще всегда пользовались огромной популярностью у дизайнеров многих стран. Активно использовали и наши кокошники, и казаки, и, конечно же, валенки. Последние трансформируются, приобретают новые формы, но основа есть основа, — отмечает модельер. — Благодатный материал — валяная шерсть… Это и комфорт, и экологичность, и долговечность — масса достоинств. Так что у валенок и богатая история, и многообещающие перспективы в мире моды».