Корреспондент NashBryansk.Ru побывал на уроках в школе № 12 Володарского района, где обучаются заключенные
- 0
Более десяти тысяч учителей насчитывается в Брянской области. 62 из них работают с непростыми учениками — преступниками, которые отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях. И речь здесь идет не только о несовершеннолетних правонарушителях, но и о взрослых людях, оказавшихся в колониях за убийства, изнасилования, наркотики. По статье 112 Уголовно-исправительного кодекса РФ все осужденные в возрасте до 30 лет, не имеющие общего образования, обязаны получить его прямо за решеткой.
Каково это — преподавать таблицу умножения и правописание криминальным личностям — корреспонденту NashBryansk.Ru рассказал Михаил Городиский, директор Вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 12 при исправительной колонии № 1 в Володарском районе. Наказание там отбывают осужденные за особо тяжкие преступления.
— Михаил Николаевич, как давно существует школа при ИК № 1?
— Уже 54 года. Она переживала хорошие и трудные времена. Изначально была восьмилетней, затем ее преобразовали в среднюю общеобразовательную. Сейчас имеются четыре класса, педагогический кабинет, раздевалка, библиотека. Обучение проходят 236 заключенных. Из них 188 человек в возрасте до 30 лет, обязанные учиться в соответствии с законом, а остальные — добровольно. Увы, но необразованных среди заключенных хватает. Причем есть те, кто даже читать и писать не умеют.
Обучение происходит по заочной форме, в две смены, так как заключенные работают. Норма — 14 часов в неделю на каждого. Уроки проходят с 1 сентября по 31 декабря и с 12 января по 31 мая. Есть как групповые занятия, так и индивидуальные консультации. Обязательный момент — сдача зачетов по пройденному материалу. Предметы у нас такие же, как и в обычных школах. По окончании девятого и 12-го классов осужденные сдают выпускные экзамены. Только не в тестовом виде, а в классической форме — письменно. Присылает задания и проверяет работы областной центр оценки качества образования. Затем наши воспитанники получают такой же аттестат, как и обычные выпускники. Для тех, кто вот-вот освободится, есть возможность досрочно сдать экзамены в феврале. Также есть вариант закончить обучение на свободе — сдать экзамены на специальных пунктах при управлении образования Брянской городской администрации. Оно же обеспечивает материально-техническую базу школы.
— Расскажите об учителях.
— Педагогический коллектив — семь человек. Четверо имеют высшую категорию квалификации, трое — первую. Есть одна женщина. Она преподает английский язык. Сам я историк, преподаю также и обществознание.
— А как к обязательному обучению относятся сами заключенные?
— Тут скрывать нечего — некоторые наотрез не хотят садиться за парты. Но существует закон и распорядок дня, за исполнением которых следят сотрудники колонии. Поэтому прогулов в нашей школе не бывает, как и неуважительного отношения к учителям.
С другой стороны, есть осужденные, которые посещают школу по собственной инициативе. Им не хочется зря тратить время в колонии. Многие понимают, что с образованием им будет легче найти работу на свободе. Совсем недавно к нам обратились два бывших выпускника, освободившиеся лет десять назад. Изначально, они не захотели забирать аттестаты, а теперь документы понадобились для трудоустройства. Пришлось поднимать архив. Повторюсь, наши ученики получают обычные аттестаты без какой-либо отметки, что человек обучался в колонии.
Или другая ситуация. Среди учеников есть брянский парнишка — бывший студент одного из престижных московских вузов. На втором курсе его посадили за наркотики. Сейчас он по своей инициативе посещает школу при колонии. Самостоятельно изучает высшую математику и физику. Очень умный парень, время от времени подсказывает в том или ином вопросе даже учителям.
Отдельно нужно рассказать о пенсионерах. Некоторые из них тоже тянутся к знаниям, в особенности — к компьютерным. Поэтому при школе у нас действует кружок информатики, который посещают 60—70-летние осужденные. Сроки наказания у них большие. Они боятся сильно отстать от времени. Один все интересовался: как это так — электронная запись к врачу в поликлинику.
— Как я поняла, уровень образования у учеников разный. Одни что-то помнят из школьной программы, а другие ни разу книгу в руках не держали. Как вы решаете эту проблему?
— Существует разделение по классам. Оно не такое, как в обычных школах, но тем не менее это облегчает работу педагогов. Так, в этом году у нас три группы учеников. Пять человек по уровню развития мы отнесли к четвертому классу. В основном это цыгане и иностранные граждане. 40 человек попали во вторую группу (5 — 9 классы). Остальные — в третьей группе (10 — 12 классы).
— Какие предметы заключенным нравятся больше, а какие меньше?
— Наши ученики любят слушать, поэтому гуманитарные предметы им ближе. Возьмем, например, литературу. Проза им дается непросто, зато поэзия всегда идет на ура. Есть даже факультатив, на котором преподаватель учит заключенных писать стихи. Многих на воле ждут возлюбленные. Вот они и отправляют им в письмах свои стихотворения. Также им нравится писать сочинения, особенно на свободные темы.
Проявляют интерес к истории, обществознанию, географии, астрономии. По этим предметам у нас много видеоматериалов и познавательных программ. Любят физику, так как наш преподаватель иногда ведет уроки в стихах. Ну, а что касается русского языка и математики, эти предметы даются осужденным очень тяжело.
— Когда в колонию приходит новый учитель, какие рекомендации вы даете?
— Это очень важный вопрос. С виду многие заключенные доброжелательные и общительные. Но ни на минуту нельзя забывать, что это преступники — люди, осужденные за особо тяжкие преступления. Первое, что я советую, это запастись терпением. Чтобы не случилось, нужно держать себя в руках, не грубить. Нельзя, так сказать, лезть в душу, если заключенный сам не захочет о себе рассказать. Также педагоги, устраиваясь на работу в нашу школу, получают соответствующую установку от сотрудников колонии.
Здесь все по-другому, не как в обычной школе. Дети намного быстрее улавливают и запоминают информацию. Осужденный же может выучить материал, хорошо рассказать его на уроке, а через два дня забыть пройденное. Приходится начинать все с начала.
— Обучение в колонии заканчивается на общем образовании? Или же можно пройти какое-то профессиональное обучение?
— Профессиональное обучение есть, и оно организовано во всех исправительных учреждениях УФСИН России по Брянской области. Перечень специальностей внушительный — это электрослесарь, оператор котельной, стропальщик, токарь, фрезеровщик, каменщик, повар и так далее. В зависимости от профиля подготовка длится от пяти до десяти месяцев.
Также у заключенных есть возможность дистанционно получить высшее образование в одном из брянских вузов. За личные средства, естественно. Сейчас по такому принципу обучаются шесть осужденных — по экономическим специальностям. Еще один вот-вот защитит диплом.
— Возвращаясь к школьному образованию… Михаил Николаевич, для чего это нужно — в обязательном порядке обучать неграмотных осужденных?
— Это поможет им адаптироваться к жизни на свободе. Заключенный, пока отбывает наказание, может не только получить школьное образование, но и среднее профессиональное и даже высшее. Благодаря этому он найдет работу и начнет новую жизнь.
Большинство осужденных с удовольствием посещает школу. Для них это отдушина, которая отвлекает от замкнутой, монотонной жизни в колонии.
Конечно, не все получается, но мы рады хотя бы тому, что заключенные проявляют интерес к знаниям. В большинстве своем они — очень благодарные люди, поздравляют нас с праздниками. Вы даже не представляете, как приятно слышать слова благодарности от наших бывших учеников, когда с ними случайно встречаешься на улице. Когда видишь освободившихся людей! Каждый из них получил свой урок. Хочется верить, что их жизни изменятся в лучшую сторону.
Всего с момента основания в Вечерней (сменной) общеобразовательной школе № 12 при исправительной колонии № 1 аттестаты получили более десяти тысяч человек.