Задумчивый саксофон и русская жалейка, курское народное пение и настоящий джаз-фьюжн — и все это в оригинальном синтезе на сцене брянского драматического театра. Областной центр принял юбилейную «Джазовую провинцию» во вторник, 6 октября.

В 2015 году уникальному передвижному фестивалю — проекту заслуженного артиста России Леонида Винцкевича — исполнилось 20 лет. Всего же за два десятилетия познакомиться с фестивалем смогли более 700 тысяч зрителей. На его площадках выступило, около двух тысяч участников из 25 стран мира. И за эти годы «Джазовая провинция» ни разу не обошла стороной Брянск, став для областного центра одним из самых ожидаемых ежегодных событий осени.

«Мы счастливы, что у нас сложились такие отношения с Брянском. Каждый раз ждем этой встречи, потому что здесь всегда доброжелательный, теплый прием с идеальной организацией, — отметил Леонид Винцкевич. — Правда, ничего этого не было, если бы однажды мы не встретились с Владимиром Ивановичем Севченковым (глава Управления культуры Брянской городской администрации — прим. ред.). После перестройки очень дорогого стоило, когда деятель культуры понимал значение искусства. Да, чудес не бывает, пока это энтузиазм отдельных людей, которыми всегда славилась наша страна. Им огромное спасибо».

Двадцатая «Джазовая провинция», заявленная организаторами как фестиваль, «не имеющий политических амбиций, религиозных распрей и языковых барьеров», полностью оправдала такое определение. В первом отделении Брянцам представилась уникальная возможность познакомиться с оригинальным синтезом курского народного пения, которое продемонстрировали солисты фольклорного ансамбля «Ростань» из города Суджа, и причудливых ритмов от российских и американских джазменов.

«Программа построена на славянском фольклоре. В этом нет никакого прагматизма, конъюнктуры, — пояснил Леонид Винцкевич, представляя залу первую часть вечера. — Она родилась еще 30 лет назад, а реализовать как-то получилось только в последние годы. Меня лично с народным пением свел случай: я просто поставил одну из любимых пластинок на другую сторону. И зазвучала какая-то божественная музыка, о которой я ничего не знал. И это оказался фольклор черноземной полосы России, где я всю жизнь жил. Что это такое, я не знал. Видимо, с фольклором боролись так же, как и с блюзом. Позже за альбом, построенный на русском фольклоре, мы получили премию имени Miles Davis».

Эксперимент Леонида Винцкевича для брянской публики оказался полной неожиданностью. В первый момент в зале чувствовалось напряжение и настороженность, сменившиеся затем живой заинтересованностью. «Синтез интересный и достаточно редкий. По крайней мере, я на своем веку такое нечасто слышал — всего раза два, наверное, — поделился брянский музыкант Анатолий Фоменков. — Мне самому, правда, ближе чисто народное пение без различных примесей, но это мне — как ценителю. Такого же рода синтез необычен. Для непривыкшего уха так, на слух, не ложится. Если же брать общую атмосферу, я бы не сказал, что весь зал понял первое отделение. Но есть определенное количество народа, которое атмосферу чувствует».

Некоторую сложность контакта с публикой отметили и артисты ансамбля «Ростань». «В Брянске выступление далось тяжелее, чем вчера в Калуге. Зал нас сначала не понял абсолютно. Наверное, не ожидал, не был готов к такому, — поделилась впечатлениями о концерте солистка ансамбля Светлана Егорова. — Однако для нас народное пение и джаз неразделимы. Дело в том, курское пение — уже есть джаз, типичный джаз. Там гармоническая основа именно джазовая».

Второе же отделение заставило пританцовывать на креслах весь зал. На сцену вышли истинные мэтры джаз-фанка, группа, выступавшая с легендарным джазовым пианистом и композитором Херби Хэнкоком — Headhunters. В их причудливых ритмах как нельзя лучше чувствовалась подлинная африканско-европейская природа джаза. Музыканты охотно общались с залом, вызывая настоящую бурю восторга публики. Провожали американцев стоя, долгим аплодисментами.

«Джазовая провинция» и визит музыкантов мирового класса — это настоящее событие для Брянска. Тем более, джазовое направление сейчас развивается по всей стране. И я думаю, наша область не будет отставать, — отметил дирижер и художественный руководитель Брянского городского эстрадного оркестра Бениамин Мирзоян. — То, что мы сегодня видели и слышали очень значимо. Да, джаз остается музыкой для узкого круга ценителей. Но это не значит, что к нему не нужно приучать. Мы сейчас с моим коллективом — эстрадным оркестром — готовим программу для школ «Онтология джаза», которая будет проходить на базе ДК Всероссийского общества слепых. Она состоит из своеобразных лекций-концертов. Возможно, для кого-то из ребят она станет пропуском в мир джаза, как и фестиваль Леонида Винцкевича».

dp_001dp_006dp_008dp_004dp_003dp_002dp_016dp_012dp_010dp_011dp_013dp_014dp_017dp_018dp_024dp_020