Сергей Фетисов: «О каждом брянском враче можно написать книгу!»
- 0
Книга «Судьбы брянского здравоохранения 1944 — 2014 гг» вышла в свет тиражом в две тысячи экземпляров в июле. О том, как развивалась медицина в регионе, кто возрождал больницы после войны и какие уроки современному брянскому здравоохранению нужно извлечь из своей истории, корреспонденту издания «Наш Брянск.Ru» рассказал ее автор, главный врач городской детской больницы № 2, председатель Брянской врачебной палаты Сергей Фетисов.
— Сергей Николаевич, расскажите, как создавались «Судьбы брянского здравоохранения»?— Судьбы брянского здравоохранения — результат невероятного труда, порой самопожертвования тех врачей, которые посвятили свою жизнь спасению жизней других людей. А если о книге, она юбилейная. В этом году область и, соответственно, все ее департаменты празднуют семидесятилетие. Мою идею отметить это событие книгой поддержал директор департамента здравоохранения региона Владимир Николаевич Дорощенко. Лечебные учреждения предоставили архивные материалы. Сам много времени в брянском архиве провел. Книга была написана в течение полутора лет.
— Как же развивалась медицина в Брянской области?— Опять-таки о людях. Я и книгу-то написал, потому люди хорошие работали в брянском здравоохранении. Соединили уездную и губернскую, довоенную и послевоенную медицину руководитель брянского здравоохранения с 1944 года Никодим Степанович Полянский, первый главврач областной больницы Николай Зенонович Венцкевич и Людмила Исидоровна Нацкая, которая восстанавливала детские лечебные учреждения. Нам сказочно повезло, что в 1947 году на Брянщину приехали в будущем великие хирурги Николай Михайлович Амосов и Александр Алексеевич Шалимов. Первый — гений торакальной хирургии, второй — развивал санитарную авиацию и был непревзойденным внутренним хирургом. Они дневали и ночевали в больнице. Кроме того, что эти врачи вылечили здесь сотни людей, они многому научили коллег, которые остались на Брянщине. Амосов и Шалимов уехали в Киев, видимо, потому что Москва и Питер уже были перенасыщены высококлассными специалистами.
— Повторюсь, сказочное везение, что Шалимов и Амосов пробыли у нас до 53-го года. Были и другие примеры. Самуил Эммануилович Лиознов основал в области урологическую службу. Он перебрался в Брянск из Москвы, хотя его отец работал главным бухгалтером одного из московских министерств.
— Какая из судеб брянского здравоохранения показалась вам самой яркой?— Многие оставили о себе достойную память и неоценимый опыт. Возможно, самой легендарной показалась мне история первой в России женщины-профессора хирургии Веры Игнатьевны Гедройц. Она была княгиней, родилась в селе Слободище Брянского уезда Орловской губернии. Работала в первой дятьковской больнице при хрустальной фабрике. В 1904 году на фронтах (не в тылу!) русско-японской войны вера Игнатьевна сделала 116 сложнейших операций. Ей ассистировала императрица Александра Федоровна с великими княжнами Ольгой и Татьяной. После Октябрьской революции хирург работала и преподавала в Киеве. Интересно, что Вера Игнатьевна была дружна с царской семьей, но всей душой ратовала за революцию. Когда узнала о расстреле Романовых, плакала. И потом социализм оказался не таким, каким она представляла его. В Киеве, видимо, за непролетарское происхождение княгиню-преподавателя мединститута уволили без права на пенсию. Умерла великий хирург от рака матки в нищенских условиях.
Волевые женщины работали в брянском здравоохранении. Еще один пример — главврач городской детской больницы № 1 Анна Ивановна Климкова. Когда в 1949 году она узнала, что по улице Куйбышева выделили здание под взрослую поликлинику, пока там не было еще пациентов, врач «захватила» учреждение. Самовольно организовала персонал и родителей и вместе с ними перевезла на Куйбышева детей. Дело было ночью. Утром администрация приходит, а палаты уже заселены малышами.
Не выгонять же. Так же врач выбила места для маленьких пациентов и в 1968 году в здании стационара по улице Ульянова.
— Кто развивал медицину в райцентрах?— Настоящие подвижники. Когда в Злынке в 1968 году хоронили доктора Михаила Алексеевича Звягинцева, завод остановился. Весь город прощался с хирургом. В Севске Лидия Тимофеевна Уколова получила звание заслуженного врача России в 82 года. Макар Никитич Рощин, главный врач Клинцовской райбольницы, в 80 лет поднимал двухпудовую гирю 30 раз. Когда ему исполнилось 60 лет, приехал начальник облздравотдела и в поздравлении сказал: «Сколько гирю поднимешь, столько будешь работать на пенсии». На 20-м разе начальство остановило Макара (так доктора называет медицинская общественность — прим. ред.): «Столько не живут, клади гирю обратно». Книгами Игоря Ивановича Щигалева до сих пор пользуются и врачи, и студенты. Он первый доктор медицинских наук в области, которая не имеет своего мединститута. В 60-е Игорь Иванович закончил и медицинский, и физкультурный вузы практически одновременно (врач — мастер спорта по лыжным гонкам — прим. ред.). Всю жизнь он проработал психиатром во Мглине. В последней его книге «Медицинская наука на Брянщине» (вышла уже после смерти доктора — прим. ред.) — судьбы брянского здравоохранения за 200 лет.
— Начну с Прониных. Петр Григорьевич — хирург довоенного поколения Его сын Олег Петрович — заслуженный врач России, заведующий отделением детской травматологии областной детской больницы. Он практически основал детскую ортопедическую службу в Брянске. Сын Олега Петровича — Александр Олегович — врач-дерматовенеролог, жена которого Евгения Александровна — главный детский невролог Брянщины. Их дочь тоже работает в здравоохранении. Теперь о Пеховых. Александр Иванович Пехов — главврач областной больницы № 1. Начинал с простого хирурга Севской райбольницы, там же получил звание заслуженного врача России. Его сын Дмитрий Александрович — кандидат медицинских наук. Сейчас он возглавляет областную станцию переливания крови.
— В книге собрано много врачебных историй. Какой урок может из них извлечь современное здравоохранение?— Мы сейчас мелкими шагами возвращаемся к верному пути прошлого здравоохранения. Я о всеобщей диспансеризации населения. Наша главная задача не только лечить, но и не допускать, чтобы болели, предупреждать заболевания. Раньше здоровье россиян контролировалось с роддома, после которого были повальные медосмотры в яслях, школах, ссузах, вузах и так далее. Постепенно мы возвращаемся к этому. Еще один важный момент — отношение к работе и людям. Нужно научиться душу вкладывать в каждого пациента.