Братья Меркульевы: «Победа режиссера — это похвала зрителей, а не критиков»
- 0
Режиссерский дуэт братьев Меркульевых со своим любительским ужастиком «Лес» в 2012 году победил на Всероссийском конкурсе студенческих видеопроектов «Золотая стрела». После этого основатели студии Movie Handicraft Production начали работу над новым фильмом «По улицам блуждает тишина». Делали его почти полтора года, в съемках участвовало свыше ста добровольцев.
«Это антиутопическая драма в стиле постапокалипсиса, в которой мы рассматриваем негативные тенденции развития современного общества», — говорили о своем творении сами режиссеры. В первую неделю июня в коворкинге Zavod картину посмотрели брянские зрители. Совсем скоро она появится на видеохостинге YouTube. В интервью корреспонденту «Наш Брянск. Ru» молодые кинематографисты поделились впечатлениями о проделанной работе, порассуждали об антиутопиях и жанре авторского кино, а также рассказали о своем будущем проекте.
— Почти полтора года Вы смотрели на свою картину как режиссеры, а теперь взглянули глазами зрителя. Как впечатление?Сергей: Когда мы делали фильм, то не знали, каким он получится. Поэтому очень интересно было оценить его как зрителю. На стадии монтажа складывались разные впечатления — от негативных до восторженных. Ну, а когда посмотрели финальный вариант, он нас вполне устроил. Мы увидели то, что хотели.
Николай: Очень многое получилось из того, что мы заранее планировали. Конечно, что-то удалось больше, что-то меньше. Но в целом, учитывая наши возможности, мы довольны результатами.
— После каждого показа зрителям раздавали листовки, в которых они писали впечатления о картине. Как публика в целом оценила Ваш фильм?Николай: В целом положительно. Критика, конечно, имела место. Критиковали, как правило, актерскую игру. Ну что мы можем здесь поделать? Многие просто забывали о том, что наши актеры — это обычные ребята. Хотя мы перед фильмом каждый раз напоминали, что он не профессиональный. Очень хвалили музыку. Мы уже передали похвалы нашему композитору (улыбается). Хорошо отзывались о сюжете. Более 70% отзывов — положительные. Люди желают удачи, благодарят. Это, конечно, очень стимулирует в дальнейшей работе.
Сергей: А еще мы заметили, что каждый понял и воспринял картину по-своему. Очень многие связали события, происходящие в антиутопическом мире фильма, с ситуацией на Украине. Кто-то припоминал войну в Афганистане. Хотя мы четко определили жанр — антиутопия и фантастика, выдуманный мир — никакой связи с реальностью нет.
— Почему Вы решили показывать фильм в коворкинге Zavod? Как, по-вашему, восприняли бы «Тишину» зрители в большом кинотеатре?Николай: Это было бы совсем другое восприятие. Люди шли бы в кинотеатр в ожидании большого профессионального кино. А у нас все-таки фильм не полнометражный и не профессиональный, качество картинки просто Full HD, звук частично со съемок, а частично — дублированный. Показывать такую картину в кинотеатре было большим риском. И мы решили избежать его.
Сергей: Да и для показа фильма в кинотеатре нужно решить очень много организационных вопросов. А тратить время на это нам не хотелось.
— В титрах к фильму написано, что он посвящается творчеству Рэя Брэдбери и конкретно его роману «451 градус по Фаренгейту». Вы сами называете эту антиутопию самой актуальной на сегодняшний день. Почему?Сергей: Это была первая антиутопия, которую мы вообще прочитали. Она оказала на нас очень сильное влияние. Можно сказать, мы пересмотрели свое мировоззрение. И именно тогда возникли идеи, которые нам удалось реализовать сейчас.
Николай: Действительно, очень много того, что показано в «Тишине», мы взяли из романа Брэдбери. А почему именно «Градусы»? На мой взгляд, большинство антиутопий слишком абстрактны. Например, у Хаксли в романе «О дивный новый мир» все гиперболизировано и преувеличено. А мир Брэдбери отличается от реальности только тем, что в нем пожарные сжигают книги, а у нас сейчас не сжигают. В остальном — все то же самое. Даже, возможно, наша реальность гораздо хуже. Поэтому утопия Брэдбери, на мой взгляд, самая объективная. Кстати, многие наши актеры и зрители после фильма решили прочесть ее.
— Ваш фильм многие называют авторским кино. Что это значит? И как отличить авторское кино от не авторского?Сергей: В авторском фильме режиссер старается донести до зрителя свои мысли, идеи, переживания. А в мейнстриме на первом плане стоят деньги. Режиссеры передают общепринятые шаблоны и мнения, не более того. Никакой субъективности. Хотя сейчас есть примеры, когда авторское кино можно сделать блокбастером, который посмотрят миллионы людей.
Николай: Авторское кино ты делаешь в первую очередь для себя. В этом, кстати, и его проблема. Многие режиссеры идут на эксперименты, которые зрителю смотреть абсолютно не интересно. А ведь каждый автор хочет, чтобы его понимали. Поэтому волей-неволей любому режиссеру при создании картины нужно думать о зрителях. Ведь победа любого кино — это, прежде всего, похвала зрителей, а не критиков. Если человек включил фильм, досмотрел его до конца и усвоил какую-то идею, то автор может быть доволен. Как удачный тому пример — картина «Начало» Кристофера Нолана. Режиссер передал свои идеи в фильме, который стал блокбастером — его посмотрели миллионы.
— Вы следите за авторским кино в России?
Сергей: Мы следим за тем кино, которое снимают режиссеры нашего уровня. Стараемся поддерживать с ними связь, общаться. Можно с уверенностью сказать, что сейчас это дело в России начинает развиваться. Хотя очень медленно. И все же есть люди, которые им занимаются, совершенствуя и продвигая свое ремесло.
Николай: Самое интересное, в этой среде наиболее удачные работы у людей, которые не имеют специального образования. Например, на недавнем фестивале «Святая Анна» (прим. ред. — ежегодный фестиваль студенческих и дебютных фильмов, проходит в Москве) победил фильм «Холодильник». У его создателя нет актерского или режиссерского образования. Мы считаем, что именно за такими ребятами будущее авторского кино в нашей стране.
— Режиссер, который снимает авторское кино, может заработать на жизнь?Сергей: Все зависит от обстоятельств. Допустим, в Москве можно и зарабатывать. Режиссеры могут заниматься рекламной деятельностью, построить бизнес на съемке видеороликов. А вот жить доходами только с авторских фильмов, думаю, — нет. Повторюсь, эта киноиндустрия у нас пока развита слабо, особенно в провинции.
— Одни художники считают, что в картине нужно отражать общественные проблемы, другие выступают за чистое искусство. К какой группе Вы можете причислить себя и свой фильм?Сергей: «Тишина» изначально — это чистое искусство. Нам просто понравилась идея, мы захотели ее воплотить. А уже впоследствии события из реальной жизни, по мнению многих, совпали с событиями в нашем фильме.
Николай: Мы не виноваты, что так получилось (улыбается). А вообще оба направления могут сосуществовать. Нас самих клонит то в одну, то в другую сторону. Все зависит от настроения. Кстати, наш следующий проект — это просто зрительское приключенческое кино.
— Расскажите об этом подробнее? Каким будет Ваш новый фильм?Николай: У нас есть идея снять короткометражный приключенческий сериал. Продолжительность каждой серии будет где-то 15 — 20 минут. Этот проект гораздо масштабнее и сложнее, чем «Тишина». Не знаем, что из этого получится. Но желание есть большое.
Сергей: Нам очень нравится эта идея. И мы хотим сделать будущий фильм в большей степени для зрителя. Картина должна быть захватывающей, драматичной. Чтобы людям, которые ее посмотрели, было понятно и интересно. Очень хотим попробовать себя в этом направлении.