В прошлом году Брянский машиностроительный завод изготовил уникальный тепловоз, аналогов которому нет в мире. Новый продукт получил обозначение ТЭМ19. Тепловоз, обладающий целым рядом достоинств современной железнодорожной техники, спроектирован по модульному принципу и оснащен многофункциональной микропроцессорной системой управления, контроля и диагностики. ТЭМ19 экологичен и позволяет сократить количество выбросов в атмосферу вредных веществ, потому что двигатель этого локомотива работает на сжиженном природном газе. Об инновационном газотепловозе ТЭМ19, о другой продукции и работе предприятия корреспонденту «Наш Брянск.Ru» рассказал генеральный директор Брянского машиностроительного завода Александр Василенко. — Александр Альбертович, Ваш ТЭМ19 уже получил награды, отмечен на Международной выставке «ЭКСПО 1520» как лучшая инновационная разработка железнодорожной техники в номинации «Локомотивостроение». А когда мы увидим эту уникальную машину в работе? — ТЭМ19 — совместный проект «Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава» (ВНИКТИ) и Брянского машиностроительного завода. Он реализуется под эгидой ОАО «Российские железные дороги», которое и заказало газопоршневой тепловоз. Завод изготовил его в прошлом году. Уже завершены предварительные испытания этой машины. Сейчас ТЭМ19 проходит эксплуатационный пробег на Свердловской железной дороге. Об окончательных результатах говорить пока рано, но тепловоз работает. Если все будет хорошо, к концу года мы получим сертификат, и ТЭМ19 уйдет по контракту Российским железным дорогам. Наш новый локомотив маневрового ряда уникален тем, что работает только на сжиженном газе. Это, повторюсь, прорывная разработка, очень перспективная. Уже есть заявки и от РЖД, и от промышленных предприятий, желающих иметь технику, работающую на альтернативных видах топлива. Задача по созданию газотепловоза была интересной и сложной. Сроки ставились сжатые. Пришлось серьезно потрудиться конструкторам, технологам, всем специалистам, рабочим, потому что аналогов такой техники просто нет. — Но на «ЭКСПО 1520» в сентябре прошлого года БМЗ представлял не только газопоршневой тепловоз. — Кроме ТЭМ19 наш завод демонстрировал еще два маневровых тепловоза. Это ТЭМ33 и ТЭМ35, испытания которых также закончатся в текущем году. Один тепловоз с двухдизельной установкой, другой — гибридный, имеющий дизель и накопительную установку. Появление этих новинок связано с потребностями рынка. Прежде всего, речь идет об эффективном использовании техники, которая поставляется Российским железным дорогам. Сегодня все считают деньги, и это правильно. Значит, напрасно тратить их, например, на топливо, если тепловоз работает не на полную мощность, нет резона. Ведь мощность двигателей серийных маневровых локомотивов в большинстве случаев полностью не используется. Поэтому и была поставлена задача создать двухдизельный тепловоз, который будет работать или на одном дизеле с определенной нагрузкой, экономя топливо, или же, по мере необходимости, — на двух дизелях. — На БМЗ вот уже два года под Вашим руководством ведется масштабная перестройка. Обновились производственные цеха, территория, появилось уникальное оборудование. А каков итог этих перемен? — Итоги подводить рано, работа в самом разгаре. Основные задачи сегодня — это и повышение качества выпускаемой на БМЗ продукции, и снижение ее себестоимости. Главное — сделать БМЗ конкурентоспособным. Поэтому то, что делалось в прошедшие два года и в нынешнем, не заканчивается. Будем поэтапно двигаться дальше. Мы тратим огромные средства на техническое перевооружение предприятия, создание новой техники, приобретаем высокотехнологичное современное оборудование. Требуют вложений мероприятия, направленные на культуру производства, охрану труда. Но деньги тратятся не попусту. Они должны, в итоге, приносить результат. Предприятие обязано работать эффективно, получать прибыль. И я уверен: то, что мы сейчас делаем, все затраты со следующего года должны и будут восполняться. Завод находится не только в процессе глубокого технического перевооружения. Одновременно мы готовимся к выпуску новых видов продукции. В прошлом году коллектив освоил производство эскалаторов. Это новая тема для БМЗ. Заканчивается разработка нового четырехосного маневрового тепловоза. Также мы создаем новый вагон-хоппер для сыпучих грузов с нагрузкой на ось 25 тонн. Сейчас изготавливается опытный образец этого изделия. Затем будут вестись испытания. Сертификат на производство планируем получить к началу 2015 года. Кроме того, завод освоил выпуск тележек для Луганского тепловозостроительного завода. Это даст нам дополнительные объемы по новому виду продукции. — Вы назвали в числе плановых работ изготовление вагона-хоппера. А как вообще обстоят дела с вагонами? — Мы три месяца не работали по вагонной тематике, но сейчас это уже позади. С мая производство вагоностроения, как и полагается, изготавливает продукцию пять дней в неделю. Предстоит даже организовывать работу вагоностроителей в первую неделю августа, в то время как коллектив завода отправится в корпоративный отпуск. Надеемся, что у вагоностроителей сбоев больше не будет. — Александр Альбертович, генеральный директор крупнейшего в регионе предприятия — это должность, требующая солидного багажа знаний, перспективного мышления, управленческих навыков. И все это у вас есть. Когда готовилась к интервью, узнала, что у вас в активе семь изобретений, дипломы инженера-механика и менеджера, стажировка на лучших предприятиях США. Заводчане же говорят, что ваш рабочий день начинается в цехах задолго до начала смены, заканчивается поздно вечером. А еще командировки, совещания в холдинге… Отдыхаете когда, есть ли хобби, которое помогает восстанавливать силы? — На досуг времени, к сожалению, остается крайне мало. Нахожу иногда «окошко» для своего любимого занятия. Это охота. А львиную долю суток приходится тратить на производство, чтобы в итоге был результат. Работать надо, и тогда будет все получаться.

Интервью выходит в канун юбилея Александра Василенко, который 13 июня празднует свое 55-летие. Поздравляем Вас, Александр Альбертович, со столь значимой датой, желаем крепкого здоровья и достижения намеченных планов.