В ближайшее время появится около 130 новых профессий, написала 18 февраля 2014 года «Российская газета», опираясь на исследования Агентства стратегических инициатив и Московскую школу управления «Сколково». Одна из таких профессий форсайтер — управленец будущего, человек, отслеживающий новые тенденции. Уже сейчас в Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского есть кафедра маркетинга и форсайта. Ее доцент Александр Горбачев побывал в Брянске. Цель визита — рассказать старшеклассникам о том, что грамотное предвидение будущего может приносить хороший доход. Успел преподаватель пообщаться и с корреспондентом «Наш Брянск.Ru». — Александр Леонидович, что такое форсайт? Если говорить простым языком, это технология предвидения с возможностью активного влияния на будущее. Своего рода план, который можно изменять в ходе его составления, улучшать и двигаться к поставленной цели. Понимаете, предвидение — это не та вещь, которую показывают развлекательные телеканалы. Не истории об экстрасенсах, это другое. Это технология, а технология в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, использование которых приведет к достижению цели в какой-либо отрасли деятельности. Технология форсайта по разным источникам была сформирована на западе. Изначально она использовалась в военно-промышленном комплексе, а потом, как водится, перекочевала в обычную жизнь. — И как же форсайт используется в гражданском обществе? — Форсайт можно написать для любого направления. Вы можете написать форсайт собственной жизни, если, конечно, не собираетесь умирать через пять лет, а планируете прожить лет 80 и больше. В таком случае нужно расписать основные вехи своей жизни, обозначить желания и положить их в основу плана — так называемой дорожной карты. К слову, премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев активно использует технологию форсайта, у него работает специальная команда. И вот я недавно слышал, что приступили с составлению дорожной карты Крыма. Дорожная карта — это конечный результат форсайт-исследования. У форсайта есть масса методов — порядка 18 направлений, но это уже узкоспециализировано. — Получается вы приехали в Брянск, чтобы донести до выпускников то, что такое форсайт и где учат этой технологии. Расскажите подробнее о вашем визите? — Начну с того, что Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского регулярно проводит конкурс форсайт-исследований и среди студентов, и среди старшеклассников. Так вот, в начале года я проводил занятие в гимназии № 1. Почему? Одна из учениц этого учебного заведения, Валентина Бурлакова направила в наш вуз на конкурс отличную работу. Она составила форсайт развития туризма в Брянской области. Это при том, что форсайт изучают в высших учебных заведениях, а она написала его, будучи школьницей. Конкурсная комиссия рассмотрела ее труд и признала лучшим среди школьных форсайтов. А в апреле я выступил в лицее № 27. Первой целью выступления было обсудить проблему выбора профессии 11-классников. От лица института рассказал, что существует кафедра маркетинга и форсайта, которую возглавляет профессор Владимир Петрович Третьяк, написавший в свое время форсайт Иркутской области. Таким образов, в России уже есть практическое применение этой технологии. Что может дать форсайт молодежи? Фосайт-исследование — это достаточно дорогая вещь. Вполне возможно, что в ближайшие годы появится новая профессия форсайтер. А пока на кафедре маркетинга и форсайта мы готовим экономистов со знанием форсайт-технологии. В этом году будет четвертый выпуск. Такого рода специалистов не так много, они востребованы в силу того, что это не просто креативные директора, а те люди, которые могут по заданию просчитать технологический форсайт — развитие промышленности, социальный форсайт — направления развития гражданского общества и тому подобное. Вторая цель выступления — рассказать лицеистам о нынешнем конкурсе молодежных работ в области форсайт — исследований. — Александр Леонидович, что дает участие в этом конкурсе? — Начну с того, что участниками конкурса могут быть и школьники, и студенты вузов РФ, и научные сотрудники в возрасте до 35 лет. Номинаций несколько: «За лучшее применение инструментария форсайта», «За лучший комментарий проведенного форсайта», «За оригинальность применения метода форсайта в прикладных исследованиях». Награды: предоставление права продолжить обучение в МГУТУ на магистерской программе «Форсайт»; рекомендации для поступления в аспирантуру МГУТУ по тематике форсайта и приглашение в авторский коллектив кафедры «Маркетинга и форсайта» МГУТУ по проведению форсайт-проектов. Подробнее о конкурсе можно узнать на сайте МГУТУ имени К. Г. Разумовского» www.mgutm/konkurs-foresight.ru и на сайте научно-исследовательского центра ВИРТАСС (VirtasS). — Посоветуйте, как конкурсантам определиться с темой форсайт-исследования? Направления каждого форсайт-исследования лучше всего продумывать, опираясь на то, что волнует вас и окружающих. Вот человек вышел на улицу и ему не нравится, что замусорен его двор, как он распланирован, что не организована стоянка, нет озеленения. Форсайт развития дворовой территории — чем не тема для исследования?