Музыкально-драматический дивертисмент «Дамский дуэт на фоне Моцарта» показали артисты из Гродно брянской публике в субботу, 5 ноября. Антрепризный спектакль представили на сцене Брянского театра драмы. Очередная версия гибели Вольфганга Амадея Моцарта — события, которое не дает покоя авторам уже более двухсот лет, — у белоруссов получилась изящной и фантазийной.

Сюжет спектакля строится на разговоре двух дам. И в нем практически отсутствует главный герой — сам Моцарт. На сцене его заменяет музыка, исполняемая вживую маленьким оркестром и парой ангелов

Парики, пышные платья, веера и музыка Моцарта царили в этот вечер на брянской сцене. Спектакль «Дамский дуэт на фоне Моцарта» и впрямь представляет собой грациозный дивертисмент, изысканное интермеццо, самовольно вклинившееся в наши прагматичные будни. В нем почти отсутствует действие — весь сюжет строится на разговоре двух дам, одна из которых жена покойного композитора Констанц, а другая предстает перед зрителем богатой меценаткой, собирательницей искусства. И в нем практически отсутствует главный герой — сам Моцарт. На сцене его заменяет музыка, исполняемая вживую маленьким оркестром и парой ангелов. Есть в «Дамском дуэте» и то ключевое «ружье», которое в первой сцене лишь появляется на сцене, а в последней — должно-таки выстрелить. Его роль исполняет массивная чернильница в виде птицы — подарок композитору от его несчастной жены.

На протяжении всего спектакля супруга Моцарта рассказывает своей новой знакомице о том, как ей жилось с композитором. «Вы были музой гения…» — то и дело повторяет ее богатая компаньонка мелодичным льстивым голоском. «Нужда была его музой!» — обрывает ее Констанц. Рассказы ведутся то под бокал минеральной воды — дамы встретились на курорте, — то под бокал вина, то под приготовления к балу, который устраивает в честь Моцарта меценатка. Сцены спектакля «сшиты» между собой популярными мелодиями композитора. Между разговорами звучит «Турецкий марш», арии из «Похищения из сераля», «Свадьбы Фигаро», другие произведения.

По версии гродненских артистов Моцарта убила его собственная жена, периодически подливая ртуть в чернильницу в виде птицы. А богатой меценаткой оказывается и вовсе супруга Сальери

Новая подруга Констанц медленно, но верно подводит разговор к тому, как умер великий композитор. И тут зрителя ждет неожиданная развязка. По версии гродненских артистов Моцарта убила его собственная жена, периодически подливая ртуть в чернильницу в виде птицы. А богатой меценаткой оказывается и вовсе супруга Сальери, которая решила восстановить доброе имя своего мужа. Завершается постановка сражением на шпагах двух дам и мелодией Lacrimosa из «Реквиема».

В целом спектакль сложно назвать удачным или неудачным. Скорее, это приятное дополнение, легкое развлечение для смурного ноябрьского вечера, красивая безделушка, шкатулочка. За душу в нем берет разве что музыка, а остальное кажется лишь необременительным фоном для развития музыкальных фраз, виньеткой, завершающей нотную запись. Сам дамский дуэт, несмотря на драматичность действия, так и остается дамским дуэтом — легковесным, старательным, но малозапоминающимся. Что, впрочем, не мешает музыкально-драматическому дивертисменту выглядеть таким же гармоничным и завершенным, как хорошая музыкальная пьеса. Во всяком случае, спектакль собрал в Брянске полный зал, и недовольных среди публики замечено не было. Зрители выглядели отдохнувшими, то есть основная цель этой развлекательной антрепризы — отвлечь и потешить — оказалась достигнута.

Фото Марины Грековой.