XVI Международный фестиваль «Джазовая провинция» прошел в концертном зале «Дружба» в минувшие выходные, 29-30 октября. Для брянской публики играли и пели джазмены и джазвумены из Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Марокко, Бразилии и даже Скандинавии. Корреспондент ИА «Наш Брянск.ru» тоже приобщился к интеллектуальной музыке и пришел к выводу, что то было шумно, стильно и совсем не провинциально.

Передвижной фестиваль «Джазовая провинция-2011» в этом году в Брянске пробыл всего два дня, поэтому программа его выглядела достаточно концентрированной. В этот концентрат органично влились джазовые исполнители с мировой известностью

Передвижной фестиваль «Джазовая провинция-2011» в этом году в Брянске пробыл всего два дня, поэтому программа его выглядела достаточно концентрированной. В этот концентрат органично влились джазовые исполнители с мировой известностью. Каждый вечер на сцену выходили более десяти музыкантов высочайшего уровня и играли музыку самых разных джазовых оттенков. Были здесь и классические импровизации, и этнические музыкальные эксперименты, и олдовый, берущий за душу блюз, и даже современные танцы. Выглядело это примерно так.

«Джазовая провинция-2011», вечер первый, лирический

Английская сдержанность, скандинавская страсть-сквозь-лед и бразильская лучезарность — вот основные эпитеты для концерта, который прошел в субботу, 29 октября. Начался он с выступления «Эд Джонс – Стив Вотермен – Стив Кершоу проекта». Эд Джонс и Стив Вотермен играли на саксофоне и трубе. Стив Кершоу вибрировал возле неизменного контрабаса. А помогали им датский гитарист Мэдс Кйолби и шведский ударник Питер Сверд. Эд Джонс и Стив Вотермен играли элегантно. Джонс смотрелся под стать своему саксофону и работал столь же изящно-небрежно, но на удивление точно. Вотермен производил впечатление много знающего и очень методичного профессора какого-нибудь технического университета. Что, в общем-то, недалеко от истины. Музыкант действительно преподает по классу «джазовая труба» в музыкальном колледже Тринити и Королевском Северном колледже музыки The Purcell School и действительно весьма техничен. Стив Кершоу, кстати, тоже преподает, но по классу контрабаса. И в этот вечер он показал этот класс во всей красе.

Скандинавия выдала такой джаз, какого от нее никто не ожидал — очень пронзительный, очень своеобычный, но в то же время очень европейский и прохладный

Мэдс Кйолби — гитарист почти двухметрового роста — интереснее всего проявил себя в следующем проекте Best from Scandinavia. Предполагалось, что центральной фигурой в нем станет вокалистка Стине Хенриксен, но харизма Кйолби и его исполнительский талант все-таки перетянули на себя симпатии публики. Классическая скандинавская блондинка, Стине начинала как танцовщица, а потом зачем-то стала петь джаз кукольным голосом. Причем делает она это в манере Бритни Спирс, — то есть больше танцует, чем поет, — что окончательно отвлекает от нее внимание слушателей. В то же время вокруг Хендриксен играют отличные музыканты. Мэдс Кйолби демонстрирует потрясающе смелую гитару. Мортен Анкарфельд извлекает из своего контрабаса звуки на редкость «вкусной» шершавости. Снорр Кирк жгуче лупит по барабанам. А Фабиан Каллердаль помимо впечатляющей внешности (музыкант носит шикарную окладистую бороду и восхитившие весь первый ряд кеды с разноцветными дырками) еще и отменно играет на клавишных. В общем, Скандинавия выдала такой джаз, какого от нее никто не ожидал — очень пронзительный, очень своеобычный, но в то же время очень европейский и прохладный.

Тепла в этот вечер привнес улыбчивый бразилец Рики Пантожа. В сопровождении Джоэла Тейлора (ударные) и Кипа Рида (бас) он лихо отыграл несколько фортепианных партий и спел, а вернее напел для брянской публики светлых бразильских песен. На удивление уместен в этой солнечности оказался меланхоличный саксофон Николая Винцкевича. Этот музыкант приезжает в Брянск регулярно, и постоянный слушатель «Джазовой провинции» уже наверняка оценил тот прогресс, которого Николай достиг за последние несколько лет. Впрочем, Винцкевич-младший — скорее главный герой второго дня фестиваля. Поэтому…

«Джазовая провинция-2011», вечер второй, громкий

Знатный армянский перкуссионист Вардан Бабаян и самый востребованный барабанщик России Петр Ившин выдали в зал столько этой страсти, что в итоге публика просто взревела от восторга

Воскресный концерт начался ослепительно. Ослепил всех марокканец Камал Шажри в одеждах цвета охры и лимонных шлепанцах на босу ногу. С помощью голоса и диковинных инструментов он изобразил нечто жарко-африканское на брянской сцене. Поначалу это казалось какой-то домашней песенкой, затем незаметно переросло в ритмичный танец, под который так хорошо утаптывать босыми пятками раскаленный песок. В финале оказалось, что то был ритуальный клич, вызывающий музыкантов.

Когда песнь марокканца накалилась до предела, на сцене появился проект Vision of Sound: клавишник Дмитрий Илугдин, басист Евгений Шариков, перкуссионист Вардан Бабаян и ударник Петр Ившин. Этот квартет в Брянск приезжает уже не в первый раз, и каждый раз им удается поражать воображение слушателей. В этот вечер «гвоздем программы» оказалась композиция «Страсть к барабану», а главными действующими лицами — разумеется, ударники. Знатный армянский перкуссионист Вардан Бабаян и самый востребованный барабанщик России Петр Ившин выдали в зал столько этой страсти, что в итоге публика просто взревела от восторга. Ударные под их руками были осторожными, крадущимися, игривыми, меланхоличными, яростными — в общем, демонстрировали весь спектр доступных человеку эмоций. А Дмитрий Илугдин и Евгений Шариков — участники легендарного «Арсенала» — умело направляли эти эмоции в конструктивное русло и обрамляли их живописными музыкальными берегами.

Джимми Хендрикс, Рей Чарльз — композиции этих и других авторов, казалось, донеслись до брянской публики из самого сердца североамериканского континента. После слегка перегруженного джаза Vision of Sound узнаваемый и любимый многими Хендрикс пошел просто «на ура»

Следующим номером программы был классический американский придорожный блюз в исполнении Джефа Янга (рояль, вокал) и Дэвида Калиша (гитара). Джимми Хендрикс, Рей Чарльз — композиции этих и других авторов, казалось, донеслись до брянской публики из самого сердца североамериканского континента. После слегка перегруженного джаза Vision of Sound узнаваемый и любимый многими Хендрикс пошел просто «на ура». Слушатели подпевали, как дети, отбивали ритм на коленках, и всем было очевидно хорошо. Для полной гармонии в этот момент музыкантам не хватало разве что губной гармошки.

Завершился праздник презентацией нового альбома Николая Винцкевича Vive L’amour. Вокальные партии к нему записала незабываемая, восхитительная, потрясающая Ив Корнелиус в сопровождении не менее классных музыкантов. Композиции авторства Николая Винцкевича в этот день исполнили сам автор (саксофоны), Леонид Винцкевич (рояль), Джоэл Тейлор (ударные), Кип Рид (бас), Дмитрий Илугдин (клавишные), Евгений Шариков (бас) и Вардан Бабаян (перкуссия). И это было хорошо. Волшебным образом музыканты словили нужное настроение, и завороженные зрители только успевали отслеживать, как вокруг песочной сипотцы голоса Ив закручивались спирали живой, почти ощутимой на вкус настоящей музыки. Музыки, которая озвучивает биение земного пульса, постоянно изменяющейся жизни вокруг и внутри тебя, космической грусти и космической же нежности. Это было настоящее общение душ — Ив и Николая, Ив и зрителей, музыкантов и слушателей. Это была настоящая Vive L’amour — да здравствует любовь…

Завершился праздник презентацией нового альбома Николая Винцкевича Vive L’amour

В заключение презентации на сцену вышел, вернее, выпрыгнул Сергей Тарабукин — чемпион России по танцам. Под его зажигательные джаз-па публика с огромным сожалением попрощалась с фестивалем «Джазовая провинция» до следующего года. После концерта музыканты с удовольствием пообщались с поклонниками в фойе концертного зала. Было сделано множество снимков, куплено некоторое количество дисков, роздано и получено изрядное число автографов. Уходить не хотелось. Хотелось остаться в этом жить.

Фото Марины Грековой.

Фото Евгения Пунина.