Поговорить о том, как преобразилась объездная автодорога Брянска, пришел к начальнику Управления автомобильных дорог Брянской области Игорю Таланову главный редактор «Наш Брянск.Ru» Павел Баранов. Однако только ремонтом объездной беседа не ограничилась. Оказалось, что и дорог у нас в регионе в скором времени прибавится, и станут они лучше и чище, и даже выяснилось, что денег на дорожную деятельность будет выделяться существенно больше.

— Игорь Евгеньевич, давайте поговорим про нашу объездную дорогу — «обход города Брянска». В этом году начался ее ремонт, и сейчас он движется к концу. Надо заметить, дорога сделана неплохо. Но видны и недостатки, к примеру, не везде есть новый асфальт на съездах развязок. Расскажите, что и как там было построено и сделано?

— Во-первых, скажу, что наша объездная дорога имеет два участка. Один — региональный (после 32-го километра), начинающийся после пересечения объездной со смоленской трассой, остальная же часть — федерального значения. В свое время дорога была построена из цементобетона. Этот материал, безусловно, имеет право на жизнь, при его изначально высокой цене мы получаем более продолжительные сроки эксплуатации. В ремонте и использовании такие дороги сложнее, но если сравнивать их с асфальтобетонными, то долговечность подтверждается практикой. Брянская же объездная дорога, выполненная в цементобетоне, верой и правдой свое отслужила. Особенно ей досталось в последнее время, когда интенсивность и нагрузка на полотно в разы увеличились — любой автолюбитель может наблюдать это, сравнив, сколько машин передвигалось по «обходу», скажем, лет пять назад и сейчас.

В прошлом году во время своего визита на Брянщину президент Медведев проезжал по объездной по пути из аэропорта на Партизанскую поляну. Глава государства обратил внимание на дорогу, высказав мнение, что она в неудовлетворительном состоянии

В прошлом году во время своего визита на Брянщину президент Медведев проезжал по объездной по пути из аэропорта на Партизанскую поляну. Глава государства обратил внимание на дорогу, высказав мнение, что она в неудовлетворительном состоянии. При активном взаимодействии администрации Брянской области и дирекции автодороги «Москва — Бобруйск» из федерального бюджета в 2011 году выделены деньги — около 300 миллионов рублей. Для проведения дорожных работ подрядная организация пригласила в качестве субподрядчиков наших соседей — белорусов, которые взялись за работу и к сегодняшнему дню с поставленной задачей справляются.

— А что же конкретно сделали с трассой?

— Конструктивное решение там простое — двухслойное покрытие. Верхний слой выполнен из ЩМА (щебеночно-мастичного асфальтобетона), который обладает повышенной прочностью. Такая структура — изобретение не новое и давно уже используется в Европе. У нас, в России, оно начинает активно применяться в последние годы. Гарантийный срок в пять лет новое покрытие объездной автодороги обязано выдержать. А на одном из участков принято решение использовать армирующую сетку между слоями асфальта, что будет способствовать предотвращению образования отраженных трещин.

— Ну, а как все же быть со съездами на развязках? Если на основной трассе лежит отличный асфальт, то съезды сделаны почему-то не до конца.

— Часть съездов все же вошла в состав проекта, и там покрытие заменено. Ну, а то, что не вошло в нынешнюю реконструкцию, будет выполнено в рамках работ по содержанию дороги. Да, после съездов у нас начинаются дороги местного значения, которые не идеальны. Но мы работаем в тесном контакте с «федералами» и, думаю, вскоре возьмемся за автодороги, примыкающие к «обходу». На самой объездной дороге, там, где заканчивается 32 километр и начинается местная часть, мы уже в этом году отремонтировали эстакаду через овраг у смоленской трассы. Покрытие там полностью заменено, будем продолжать работы на этом отрезке. Но самое главное, что с 2012 года начнем ремонтировать участок обхода города Брянска от смоленской развязки до поворота на Отрадное. И вот так, постепенно, в течение нескольких лет, мы отремонтируем всю дорогу до поворота на Дятьково.

Самое главное, что с 2012 года начнем ремонтировать участок обхода города Брянска от смоленской развязки до поворота на Отрадное. И вот так, постепенно, в течение нескольких лет, мы отремонтируем всю дорогу до поворота на Дятьково

— А что с освещением наших крупных магистралей? На объездной дороге еще с советских времен стоят фонарные столбы, но света так и нет. К слову, на некоторых участках той же смоленской трассы в местах поворотов на районные центры освещение сделано. Где еще станет светлее в ближайшее время?

— Работа по освещению федеральных дорог ведется уже не первый год. Внимание уделяется в первую очередь тем участкам, где есть населенные пункты. Разработана проектно-сметная документация, выделяются средства. Убежден, что дойдет очередь и до эстакад, и отдельных участков на обходе города Брянска. Первоочередная же задача сейчас — это освещение автодорог, проходящих через населенные пункты. Всем, думаю, понятно, что это места, наиболее опасные с точки зрения ДТП с участием пешеходов. Так что на трассах скоро станет значительно светлее.

— Ну, а как быть с давней легендой относительно того, что наша объездная городская автодорога должна быть кольцевой?

— Такие замыслы были. Объездная была построена в 80-х годах. Тогда еще не было многих крупных внутригородских брянских дорог. Московский проспект был узким — с двумя полосами для движения, очередь, чтобы проехать по расположенному в начале проспекта старому мосту через Десну, начиналась от путепровода через железную дорогу у станции Брянск-Льговский. После строительства обхода и реконструкции проспекта Московского ситуация резко изменилась в лучшую сторону. Что касается кольцевой дороги, то на определенном этапе строительство было прекращено. Точно не скажу, но, по всей вероятности, на каком-то этапе эта программа не была профинансирована, и все остановилось.

— Если смотреть в будущее, существует ли вероятность, что автомобильное кольцо вокруг Брянска все же появится?

Объездная была построена в 80-х годах. Тогда еще не было многих крупных внутригородских брянских дорог. Московский проспект был узким — с двумя полосами для движения. После строительства обхода и реконструкции проспекта Московского ситуация резко изменилась в лучшую сторону

— Сегодня в этом вопросе все нужно начинать заново. Во-первых, изучить ситуацию и понять, а нужен ли этот кольцевой обход? Необходимо просчитать интенсивность транспорта, проанализировать, куда он движется. Ведь кольцо, если оно вдруг появится, обеспечит поток транспорта в сторону Дятьково и Бежицкого района Брянска. А много ли транспорта идет в ту сторону, скажем, с той же М3 «Москва — Киев», и нужно ли это строительство? С московского направления, если надо попасть в сторону Дятьково, можно проехать и через Людиново. Продолжение строительства и закольцовка объездной — это долгосрочная перспектива.

— Но если необходимость данной дороги под вопросом, то какая нашему региону нужна сейчас больше всего?

— Сейчас главная проблема в том, что необходима реконструкция всех подъездов к Брянску. Выезжаем мы из города или въезжаем — дороги очень загружены. Но стоит двинуться дальше, скажем, в сторону Москвы, то трасса становится менее напряженной. Необходимо реконструировать и расширить подъезды к Брянску со стороны столицы и гомельского направления. И более чем актуальна реконструкция подъезда со стороны Смоленска. Причем проект этой трассы уже готов, в прошлом году прошли общественные слушания. Радует то, что новый подъезд от Смоленска минует поселок Глинищево, который останется в стороне. Проект этой трассы уже прошел экспертизу, и есть устные сведения о том, что в следующем году начнется финансирование строительства.

Сейчас главная проблема в том, что необходима реконструкция всех подъездов к Брянску. Выезжаем мы из города или въезжаем — дороги очень загружены

— Если поток транзитного транспорта перестанет вскоре беспокоить жителей Глинищево, какие еще пригородные населенные пункты останутся в стороне?

— К сожалению, проектировщики этой трассы не смогли миновать поселок Мичуринский. Хотя при разработке проекта приложили максимум усилий для решения этой проблемы. На пути трассы встали поля местного научно-исследовательского центра. Тем не менее трасса первой категории, которой станет новый подъезд к Брянску от Смоленска, в случае если будет проходить по населенному пункту, предполагает устройство шумозащитных ограждений. Будут и новые развязки на этой новой трассе. Предполагается, к примеру, строительство развязки со съездом в сторону улицы Сахарова, также будет съезд и в поселок Глинищево. Четыре полосы этой дороги подойдут прямо к кольцу у памятника Летчикам. А начинаться эта трасса будет у поселка Бетово.

— Еще одна наша крупная трасса — М3 «Москва — Киев». Когда преобразится она?

— С 1 октября трасса М3 была передана в оперативное управление госкомпании Росавтодор. Точно так же компании были переданы еще несколько российских автодорог. Задача госкомпании в том, чтобы полностью изменить подход к эксплуатации дорог и их строительству. Скорее всего, на основе концессионных соглашений будет прорабатываться вопрос о строительстве платных участков. В этом случае, согласно законодательству, у дороги должна быть бесплатная альтернатива, трасса должна быть полностью реконструирована. Есть и некоторые другие аспекты перехода к платной основе.

— На ваш взгляд, плоха или хороша идея платных дорог?

В Норвегии распространены контракты «жизненного цикла» на обслуживание дорог — подрядчик строит дорогу, в гарантийные сроки ее эксплуатирует и даже в постгарантийный период остается на этой дороге

— Несколько лет назад в составе российской делегации я побывал в Норвегии как раз для изучения опыта эксплуатации платных дорог. В этой стране многие дороги развиваются и содержатся подобным образом. Там распространены контракты «жизненного цикла» на обслуживание дорог — подрядчик строит дорогу, в гарантийные сроки ее эксплуатирует и даже в постгарантийный период остается на этой дороге. Такие контракты длятся по 40-45 лет. Порой человек всю жизнь и работает на одной автодороге. И дорога для строителя в таком случае становится делом жизни — он ее построил, он ее и эксплуатирует. На этой трассе дорожник никогда не будет плохо работать — это ударит и по его имиджу, и по его карману.

Мы уже говорили с представителями федеральных структур о платности некоторых дорог на территории Брянской области. И вели разговор о том, чтобы Росавтодор взял в свое подчинение и трассу Брянск — Новозыбков. Это направление нагружено даже больше, чем Москва — Киев. Если нам сейчас активно включиться в программу строительства обходов ряда областных городов, расположенных параллельно гомельской трассе, то это направление с точки зрения реконструкции будет куда как более актуальным, чем Москва — Киев. Один пункт из программы строительства обходов уже реализован — это строительство обхода города Погара. Теперь на очереди обходы Стародуба, Трубчевска и Климово. В результате образуется хороший альтернативный маршрут.

— Еще одна новозыбковская трасса….

— Готовая альтернативная дорога! А трассу Брянск — Новозыбков — Гомель можно участками реконструировать и эксплуатировать каждый участок на платной основе.

— Но местные жители смогут ездить бесплатно?

— Да, с местных жителей плата взиматься не будет по опыту других регионов.

— И что же нас держит?

— Нужны средства … Росавтодор наши предложения рассматривает.

— А сколько будет стоить проезд по «платнику»?

Если нам сейчас активно включиться в программу строительства обходов ряда областных городов, расположенных параллельно гомельской трассе, то это направление с точки зрения реконструкции будет куда как более актуальным, чем Москва — Киев

— Размер платы тут, конечно, очень важен. За рубежом размер взимания платы четко регламентирован государством. Никакой начальник там сказать не может: «Что-то мы мало берем, давайте-ка повысим цену», как часто случается у нас. Вот этот опыт стоит перенимать.

— Давайте подытожим. Когда нам ждать реализации этих масштабных планов?

— Я думаю, что начала строительства подхода со стороны Смоленска можно ожидать уже в следующем году. Обновим и ряд областных дорог приоритетного направления. Главное, что в следующем году начнется финансирование из дорожного фонда, ожидается увеличение финансирования отрасли до 2 миллиардов рублей, в том числе содержания дорог — уборки мусора, расчистки полос отвода и т.д. Хотели бы ужесточить и контроль за чистотой наших трасс — в этом направлении планов у нас весьма много. Так, мы планируем организацию на дорогах мест для сбора мусора, чтобы водители оставляли его там, а не выбрасывали из окна автомобиля. На наличие этих мест буду указывать специальные знаки. Активно будем работать над ликвидацией сезонной ямочности. Но все же самыми значительными будут наши усилия по ремонту дорог. С увеличенным финансированием, я уверен, перемены будут заметными.