В тяготах и лишениях возрождалось брянское Общество спасания на водах. Оправиться и «тряхнуть стариной» некоммерческая организация умудрилась менее чем через два года после своего очередного появления на свет. О первых достижениях союза укротителей водной стихии, его буднях и планах корреспонденту ИА «Наш Брянск.ru» Светлане Дробковой поведал председатель свежеиспеченного объединения, спасатель со стажем Александр Девятко.

 

За плечами — чуть больше года

— Александр Николаевич, как давно существует Общество спасания на водах в Брянске?

— Как самостоятельная некоммерческая организация относительно недавно — с 2010 года.

— То есть к всероссийскому объединению с аналогичным названием она не имеет никакого отношения?

— Де-факто да. Дело в том, что брянское подразделение ВОСВОД благополучно почило вместе с развалом Советского Союза еще в прошлом веке. Идея о возрождении общества возникла в региональной инспекции по маломерным судам. Было это в 2008 году. Взять на себя дополнительную общественную нагрузку и создать Общество спасания на водах заново мне, отставному моряку-подводнику, капитану второго ранга, предложил руководитель областной ГИМС Игорь Николаев.

— И что же вы предприняли в первую очередь?

— Связался с центральным советом ВОСВОДа. Меня пригласили в Москву. Председатель организации, генерал-полковник Петр Нелезин выслушал, предложил дерзать, пообещав при этом всяческую моральную поддержку и добавив: «Материальной помощи не ждите, а вот 30% с членских взносов в ВОСВОД перечисляйте регулярно».

По возвращении в Брянск вместе с активом будущего общества я написал устав НКО, подготовил необходимую для регистрации документацию и отправил ее в столицу — на подпись будущему руководству. Минуло три месяца, а из Москвы — ни слуху, ни духу. Бумаги наши стали недействительными, а собранная к тому времени команда из спасателей, водолазов и внештатных инспекторов ГИМС юридического статуса так и не получила.

— Неужто в ВОСВОДе про Брянск запамятовали?

— Если бы. Москва стала регулярно забрасывать нас письмами с требованием «поделиться» членскими взносами. На такую «поддержку», увы, даже я не рассчитывал. Пришлось «выкручиваться» — регистрировать независимую региональную общественную организацию «Общество спасания на водах». Официальной датой ее рождения можно считать начало 2010 года.

— Принимать членов начали тогда же?

— Сразу после того, как определились с членскими взносами и получили на руки свежеотпечатанные членские билеты. В итоге за остаток 2010-го и две трети 2011 годов в брянском ОСВОДе набралось уже 63 члена.

— Кто эти люди?

— В основном, это профессионалы, так или иначе связанные с водой. Внештатных инспекторов ГИМС в ряды общества привлек все тот же Игорь Николаев. Водолазы-спасатели, частные предприниматели из «водной» сферы, студенты Брянского госуниверситета пришли сами. А вот привлечь школьных учителей физкультуры и ОБЖ пока не удалось — заключение соответствующего соглашения с профильным департаментом срывалось дважды из-за смены начальников. Впрочем, надежды наладить сотрудничество с учреждением я не теряю.

Во время сплава ни одно живое дерево не пострадало

— Сплав по Десне, прошедший этим летом, — ваша заслуга?

— Можно и так сказать. Идею о его организации я вынашивал как минимум год. В прошлом году он не состоялся по объективным причинам — в новорожденной организации на это не было средств. Минувшим летом я пошел другим путем. Поскольку сплав планировался как экологическая акция, совмещающая приятное путешествие по главной брянской водной артерии с полезной для Десны «чисткой», я обратился к председателю комитета по природопользованию Василию Ишуткину. Он инициативу оценил, доложил о готовящемся сплаве губернатору и, когда тот это дело поприветствовал, дал добро на ее реализацию.

Вскоре были выделены деньги. На них мы купили 100 огромных мешков для сбора мусора, спецодежду с логотипами ОСВОД для участников акции, дождевики. Последние, кстати, очень пригодились в первые два дня сплава — дождь тогда поливал, как из ведра.

— Насколько массовым получился сплав?

— Изначально привлечь планировалось 15 человек — ровно на такое количество рассчитаны две металлические лодки-казанки и одна надувная «Орион», на которых мы собрались сплавляться. К старту же явились 11 человек. Четверым, увы, не удалось вырваться с работы. 22 августа мы собрались во дворе поисково-спасательной службы МЧС по Брянской области. Погрузились в автобус, доехали вместе с забитой под завязку снаряжением и продуктами машиной сопровождения до Жуковки, «вооружили» лодки и торжественно отплыли.

— Торжественно — это как? Неужели церемонию начала акции устроили?

— А как же. На старте сплава несколько слов в напутствие произнесла глава Жуковского района Надежда Кафанова. Мы, в свою очередь, «ответили» построением с транспарантами и флагами. Местный корреспондент взял у команды интервью, после чего мы отплыли в сторону Гостиловки.

— Чем встретила команду экологов-путешественников Десна?

— Заваленными мусором заводями и стихийными свалками на берегах. Представитель Росприроднадзора, присоединившийся к акции, даже составил по этому поводу два акта. Необходимые полномочия у него имелись, свидетели — тоже. Первые два дня дождь поливал нещадно, но тем не менее работы мы сделали немало. Все 100 мусорных пакетов были израсходованы.

24 августа начался второй этап сплава — «спуск» вниз по течению к поселку Речица, очередному перевалочному пункту. Там мы разбили лагерь, помогли заснять репортаж одной из брянских телекомпаний и выяснили, что автомобиль сопровождения вышел из строя.

— Вот так незадача! И как же вы справились с этой неприятной ситуацией?

— Ситуация, и в правду, получилась неприятная. Машину-то мы отправили на буксире в Брянск, а сами остались без «тягача» для лодки-казанки и тяжеленного прицепа. Благо, выручил один из участников акции — частный предприниматель, занимающийся водным туризмом. Вместе с телевизионщиками он уехал домой, а вернулся в Речицу уже на собственном катамаране. Причем тем же вечером. А ведь путь-то был не близкий — по шоссе километров 45, а по реке и все 60 наберутся. Как бы там ни было, впереди катамарана мы прикрепили казанку, сверху водрузили прицеп и под мотором пошли к финишу.

— Чем еще вам запомнился сплав?

— Ночными беседами у костра. К сожалению, с музыкантами в тот раз команде не повезло. Песни под гитару пришлось заменить дискуссиями и спорами, в основном, на исторические темы. В ходе них, кстати, многие из ребят продемонстрировали недюжинные знания о происхождении и становлении как брянского края, так и страны в целом. Ну и костры, несмотря на продолжительный ливень, горели ровно до самого утра. Сухостоем брянский лес, надо сказать, ой, как богат. Так что ни одно живое дерево во время сплава не пострадало.

«Бог даст, «углом» обзаведемся»

— Много ли на счету брянского ОСВОД имеется спасенных жизней?

— Официально — ни одной, а по сути — десятки, сотни. Члены организации нередко патрулируют массовые мероприятия у воды. К примеру, мы обеспечивали безопасность Крещенских купаний, Свенской ярмарки, фестиваля исторической реконструкции имени Романа Брянского. Профилактика сработала безотказно — ни одного утопленника не было. А вот в повседневной деятельности информация о жертвах водной стихии поступает к нам уже по факту. В таких случаях приходится лишь доставать утопленников из воды. Работы такого рода всегда много. В том числе и в сентябре.

— Почему, по-вашему, тонут брянцы?

— Каждый год Главное управление МЧС по Брянской области, ГИМС, а теперь еще и Общество спасания на водах анализирует причины гибели людей на воде. Самая из них распространенная — алкогольное опьянение. У нетрезвых рыбаков из-за неловких движений переворачиваются лодки, а в подгулявших на берегу компаниях частенько находятся «смельчаки», которых так и тянет «освежиться». Гораздо реже люди тонут, просто не умея плавать. Подобное несчастье случилось не так давно в Сельцо. Недалеко от тамошнего моста реку вброд можно перейти. Местные так и делают, когда лень топать до моста. Все бы ничего, да только этим летом реку на свою беду переходили мать и две ее дочери. Когда младшую девочку снесло течением, старшая бросилась на выручку. Погибли в итоге обе.

— Вот бы ОСВОД взять под свою эгиду обучение брянской детворы плаванию.

— Согласен, было бы неплохо. Нужно лишь наладить развитую сеть общества с подразделениями в районах Брянской области, привлечь к этому делу профессионалов, открыть кружки по плаванию и ликвидировать, наконец, столь неприятный пробел в детских знаниях. Хотя бы частично.

— Какие еще у организации есть планы?

— Интернет-сайт хочу сделать. Сам я не программист, но с компьютером в неплохих отношениях. Образование, а я в свое время окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники, — в этом сильное подспорье.

Кроме того, ждем ответа из земельного комитета Брянской городской администрации о выделении ОСВОД участка земли на пляже озера Орлик-5. Думаем установить там спасательный пост, несколько контейнеров, смотровую вышку и соорудить некое автономное место для базирования общества. Бог даст, будущим летом организация обзаведется собственным «углом».

Фото из архива БРОО «Общество спасания на водах» и ее председателя Александра Девятко.