Об условиях продажи продовольственных товаров, требованиям к реализации говорили на круглом столе в Управлении Роспотребнадзора по Брянской области в четверг, 8 сентября. Причиной встречи специалистов управления с журналистами стал рост числа обращений рядовых покупателей, связанных с качеством реализуемой продукции, предоставляемых услуг, правилами продажи и т.п.

«Я приведу несколько цифр. За истекший период текущего года к нам в управление поступило 828 обращений, из которых 98 — на продовольственные товары. По 43 случаям обращений были возбуждены дела об административных правонарушениях. Это порядка 50%, — отметил на конференции руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области Иван Голофаст. — А в 2010 году поступило 118 обращений. Цифры говорят сами за себя. Во-первых, потребители стали доверять нашим надзорным органам, а во-вторых, видимо, ситуация на потребительском рынке складывается не совсем благополучно».

Горожане нередко беспокоятся о том, что на мясных товарах, особенно тех, которые продаются в крупных супермаркетах, информация о сроках годности переклеивается по нескольку раз. Либо на изделии можно обнаружить сразу несколько «наклеек» с датой

В ходе контрольной деятельности управления выяснилось, что на потребительском рынке, действительно, нередки нарушения, связанные с реализацией продуктов питания: отсутствуют документы, подтверждающие качество, сведения об изготовителе, маркировки.

Как рассказали специалисты отдела защиты прав потребителей, наибольшее количество жалоб от жителей города поступает на мясную и рыбную продукцию. Горожане нередко беспокоятся о том, что на мясных товарах, особенно тех, которые продаются в крупных супермаркетах, информация о сроках годности переклеивается по нескольку раз. Либо на изделии можно обнаружить сразу несколько «наклеек» с датой.

«Сейчас в законе нет обязательного условия, чтобы на маркировку колбасных изделий наносили дату изготовления типографским способом. В таких случаях к партии должен прилагаться вкладыш со всей необходимой информацией, — рассказала ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Галина Завацкая. — Таким образом, не является нарушением то, что на продукцию наклеивается информация с датой. Были случаи и «двойной» маркировки. Бывает, что заклеивают дату изготовления и наносят дату фасовки товара. Вот это уже нарушение, которое наказывается штрафом».

«Несмотря на выявляемые нарушения, случаев пищевого отравления мы не зафиксировали, — говорит Галина Завацкая. — Правда, были ложные сообщения, но они не подтвердились»

Но не только маркировка вызывает у горожан вопросы. Специалистам периодически приходится объяснять жителям, в чем разница между продуктами по ГОСТу и ТУ. «Нам звонят по горячей линии и говорят, что купили, например, сосиски молочные, но вкус их не нравится. А разница в чем. Если это молочные сосиски «оригинальные», то эта продукция выработана по техническим условиям и ее вкус может отличаться от «классического». Если же у ГОСТовских сосисок непривычный вкус, то нужно задуматься и обращаться в органы Роспотребнадзора», — отметила Галина Завацкая.

Приходится сталкиваться сотрудникам Роспотребнадзора и с фальсификатом. Однажды в ходе проверок снимали большие партии мясных консервов иногородних изготовителей. И брянские специалисты писали в управления Роспотребнадзора по месту нахождения данных предприятий, после чего выяснялось, что такой партии просто не было. Т.е. где-то происходила подделка продукции под марку изготовителя. Почему Галина Завацкая и делала упор в своем выступлении на том, что покупатель обязан тщательно изучать маркировку на продукции, а если возникают сомнения, то просить в магазине удостоверение качества на товар. «Несмотря на выявляемые нарушения, случаев пищевого отравления мы не зафиксировали, — говорит Галина Завацкая. — Правда, были ложные сообщения, но они не подтвердились».

Другим «поставщиком» жалоб от населения продолжает оставаться замороженная рыба и морепродукты. Причем чаще всего претензии предъявляют к «глазированной» рыбе

Другим «поставщиком» жалоб от населения продолжает оставаться замороженная рыба и морепродукты. Причем чаще всего претензии предъявляют к «глазированной» рыбе. Раньше объем глазури от массы рыбы мог составлять 15-20%. Но 21 апреля были введены новые санитарные правила.

«В этих правилах четко прописано содержание ледяной глазури, которая может присутствовать в продукции. В рыбе она не должна превышать 5% массы нетто, в креветках — 6-7%, в других морских продуктах — 8%», — прокомментировала ситуацию ведущий специалист-эксперт Тамара Волостных. Причем, как рассказали специалисты Роспотребнадзора, некачественную продукцию можно возвращать в магазин на любом этапе. Если дома при разморозке оказалось, что рыбы намного меньше, чем должно быть, то ее можно вернуть.