Августовские внеплановые проверки поставок медицинского оборудования и автомобилей, которые провели специалисты Брянского УФАС по заданию центрального аппарата ФАС России, показали, что закон о размещении госзаказов повсеместно нарушается. Самая распространенная ошибка заказчиков в том, что, давая характеристику оборудованию или автомобилю, которые планируется приобрести, они указывают конкретного производителя.

О выявленных августовских нарушениях и о работе Брянского управления Федеральной антимонопольной службы с начала года и была посвящена пресс-конференция руководителя УФАС Валерия Рогачева, которая прошла в пятницу, 26 августа. «В рамках приказа Федеральной антимонопольной службы мы провели 11 внеплановых проверок. Они коснулись Стародубской центральной больницы, Брянской областной больницы, Погарской ЦРБ, Брянской областной детской больницы», — рассказала заместитель руководителя управления Наталья Новикова.

Проверке подвергся и департамент строительства и архитектуры Брянской области, от которого поступил заказ на закупку медоборудования для областного кардиологического диспансера и онкогематологического центра. Во всех 11 случаях характеристики закупаемого оборудования указывали на конкретного поставщика

Также проверке подвергся и департамент строительства и архитектуры Брянской области, от которого поступил заказ на закупку медоборудования для областного кардиологического диспансера и онкогематологического центра областной детской больницы. В процессе проверок выяснилось, что во всех одиннадцати случаях характеристики закупаемого оборудования указывали на конкретного поставщика, что лишает других производителей конкурентоспособности.

«Даже при закупке некоторых мелких инструментов: пинцета, шпателя, бинтов для офтальмологии городской больницы №1, технические характеристики сформированы под определенного производителя, несмотря на то, что производителей таких инструментов много», — пояснила Наталья Новикова. Аналогично обстоит ситуация с закупкой автомобилей. Так, в заказах Погарской центральной районной больницы и департамента промышленности, транспорта и связи указывались конкретные марки машин: санитарный автомобиль УАЗ, автобусы ПАЗ и Ford.

«Нельзя ограничивать конкуренцию между поставщиками, а также производителями, — рассказала заместитель руководителя Брянского ФАС. — Нередко наши оппоненты не понимают, почему они не могут указать конкретную марку автомобиля, так как их все устраивает в этой машине. В том числе и цена. И они нам объясняют, что под определенную цену и был сформирован заказ. Заказчики не думают, что другой производитель — к примеру, Mercedes, хотя он и дороже, решит поучаствовать в поставках и предоставит эти автомобили».

«Даже при закупке некоторых мелких инструментов: пинцета, шпателя, бинтов для офтальмологии городской больницы №1, технические характеристики сформированы под определенного производителя, несмотря на то, что производителей таких инструментов много», — пояснила Наталья Новикова

Несмотря на объяснения специалистов, не все заказчики соглашаются с антимонопольной службой. Так, областной центр занятости населения, который в заказе на микроавтобус указал определенные характеристики машины, в том числе марку и производителя, обжаловал решение УФАС, которое вынесли в феврале, в суде. Но в удовлетворении исковых требований было отказано, а решение ФАС признано законным.

«Закон о размещении заказов довольно сложный. Возможно, он недостаточно проработан, о чем идет много дебатов. Но говорить о массовости нарушений на Брянщине нельзя. Это бич всей России», — пояснила Наталья Новикова.

С начала года управлением в сфере госзаказов было проведено 102 внеплановые проверки, рассмотрено 250 дел об административном правонарушении. 57 должностных лиц привлечены к административной ответственности. На данный момент уже оплачено более 80% от общей суммы наложенных штрафов, что составило более 500 тысяч рублей.