Выставка московского фотохудожника Геннадия Смирнова «Русский Север» открылась в Выставочном зале на бульваре Гагарина в пятницу, 12 августа. Почти целый месяц залы галереи будут наполнены прохладой снегов, физической мощью камней и духовной силой людей, которые на этих камнях живут. Зрителям покажут православные монастыри северной Руси и самую главную их твердыню — Соловецкую Спасо-Преображенскую обитель.

Всего на выставке представлено порядка 85 фотополотен авторства Геннадия Смирнова — московского фотохудожника, члена многочисленных союзов — журналистов, писателей, дизайнеров — и члена фонда «Смирновы России», под эгидой которого и был организован «Русский Север». Выставка занимает три зала. Открывается она множеством изображений северных храмов России. Не выезжая из Брянска здесь можно посмотреть, как выглядят Троице-Сергиева Лавра, Кирилло-Белозерский и Спасо-Прилуцкий монастыри, Ферапонтово и целая серия вологодских храмов. Однако все это великолепие — лишь ступенька, которая подготавливает зрителя в главному событию экспозиции. Соловки, острова преображения — вот кому отдана любовь автора и два с половиной зала на бульваре Гагарина.

Соловки, острова преображения — вот кому отдана любовь автора и два с половиной зала на бульваре Гагарина

Вот мы на монастырском катере «Святитель Филипп» подходим к Большому Соловецкому острову, заходим в бухту Благополучия, и нашим глазам открываются Царские ворота — центральный вход в Соловецкий кремль. Триста лет тому назад сюда причалил царь-реформатор, царь, перевернувший Россию и при этом весьма скептически относившийся к монастырям. Эти ступени и эти внушительные башни, напоминающие шахматные ладьи, помнят Петра Первого, но не только его. Мимо этих стен ходил игумен Соловецкий, а затем митрополит Московский и Всея Руси, святитель Филипп — человек непослушной, мятежной и совестливой души, который не боялся противостоять самому Ивану Грозному. Сегодняшний зритель вряд ли знает его по учебникам истории, но наверняка помнит по фильму «Царь» Павла Лунгина, в котором соловецкого святого сыграл Олег Янковский. Вот мы видим сваленные в кучу каменные жернова, которые использовались в монастырской мельнице. Чтобы они заработали, игумен Филипп приказал соединить многочисленные озера острова каналами, через которые вода пришла в Святое озеро, а из него по искусственному руслу — к лопастям мельничных колес. А вот и само Святое озеро, которое на фото Смирнова превратилось в Святое зеркало: сверху рассветное небо и в воде его все то же небо. А вот древний соловецкий некрополь: вместе с фотографом мы смотрим на свет божий из стылого подклета — самого центра монастырского кладбища. Над нами возвышаются купола Спасо-Преображенского собора, в котором в своих грехах каялся знаменитый разбойник Стенька Разин, а позади нас — Иринархова часовня, в которой до 1925 года хранились мощи игумена Иринарха, прославившегося многочисленными чудесами.

Этими пейзажами, кстати, любовались уже не в одном городе нашей страны. Кроме того, выставка побыла во Франции, в Израиле и даже на Кубе, где попросили подарить им копии фотополотен, чтобы показывать их по всему острову

Все эти фото сделаны за последние семь лет и демонстрируют, как возрождается обитель, как ее красота преобразуется из красоты разрушения в красоту созидания. По словам президента фонда «Смирновы России», автор фотографий живет в Москве, но просто влюблен в Соловецкие острова, без которых уже не мнит своего существования. «На Соловках совершенно особенная атмосфера, но эти острова несут не только красоту, — говорит Борис Смирнов. — Соловки — это огромная внутренняя духовность, которую можно чувствовать и чтить, лишь находясь там». Фотограф Геннадий Смирнов чтит эту «духовность» и летом, и, что особенно интересно, зимой. В зимний сезон Соловки практически недоступны для обычных туристов: навигация на Белом море прекращается, да и неуютные тут стоят температуры для прогулок. А на фото мастера можно полюбоваться ледяными красотами островов и тихой дремой древних башен под снежными одеялами, не выезжая из теплого Брянска. Этими пейзажами, кстати, любовались уже не в одном городе нашей страны. Кроме того, выставка побыла во Франции, в Израиле и даже на Кубе, где попросили подарить им копии фотополотен, чтобы показывать их по всему острову.

«Эта выставка возвращает нас к России светлой и одухотворенной, России, которая ассоциируется с белоснежной весной, которая сбрасывает с себя застылость русской зимы», — делится впечатлениями начальник областного управления культуры Наталья Сомова. По ее словам, через эти фотографии мы обращаемся к России, в которой все гармонично. Где храмы соразмерны душе молящегося, а не подавляют ее своим величием. Где монастыри уютны и при всей своей величественности открыты к человеку.

За историей и ощущением силы, исходящей от этих мест, зрителям, наверно, лучше ехать на Соловки самим, а не искать их на фотографиях. И для такого путешествия экспозиция «Русский Север» может послужить отличным стартом

И действительно, основной акцент в работах Смирнова сделан на жизни монастыря, монашествующих и готовящихся принять постриг. Смущает одно — в этой выставке много православных пригожеств, но ни единого намека на ту почву, сквозь которую это православие вынуждено пробиваться в своем возвращении. Почву, утоптанную сотнями заключенных СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения, который располагался на островах в 20-30-е годы прошлого века) и щедро удобренную их кровью. Зритель не встретит здесь ни одного укора за стыдное прошлое своей страны — только благость и одухотворение. Ни стихийного кладбища на склонах Секирной горы, где сегодня откапывают и перезахоранивают десятки расстрелянных людей, указывая на их безымянных могилах лишь жуткие цифры — число трупов. Ни сохранившихся до сих пор детских и женских лагерных бараков. Ни даже больницы, построенной для нужд населения на месте монастырского кладбища, фундаментом которой послужили надгробия с могил монахов. Ничего этого на фотографиях Смирнова вы не найдете. Здесь есть лишь звон колоколов, смотрящие прямо в душу глаза насельников монастыря и множество поклонных крестов вдоль дорог, по которым удалось пройти автору. История островов в этих кадрах принесена в жертву их красивостям и некоторой умильности возрождающейся религии. Но за историей и ощущением силы, исходящей от этих мест, зрителям, наверно, лучше ехать на Соловки самим, а не искать их на фотографиях. И для такого путешествия экспозиция «Русский Север» может послужить отличным стартом.

Выставка продлится до 6 сентября, и посмотреть ее можно по адресу: бульвар Гагарина, 19, Выставочный зал. Телефон (4832) 74-01-01.

Фото Елены Кузьменок.