Выставка объединения орловских художников с емким названием «Пядь» стартовала в Брянском художественном музее во вторник, 26 июля. Зрителям представили пейзажи, натюрморты, портреты, на которых запечатлены кусочки обычной жизни — такой привычной, но с предельно щедрым зарядом эмоций и кипучего творчества.

Основное впечатление после экспозиции орловчан можно выразить одним словом и одним знаком препинания — «насыщенно!». Если эти «пядеро» смелых рисуют натюрморты, то натюрморты получаются сытными и уютными, а натура на них смотрится не мертвой, но живой. Если это пейзажи, то внутри них хочется полазить — таким они дышат солнцем, нагретым скрипом половиц в старых домах и невыдуманной благодатью. Если это портреты, то у людей, которые на них изображены, хочется учиться жить. Кажется, что сюжеты орловские художники не выбирают, а просто рисуют все, что попадает в их поле зрения. И этим людям хочется позавидовать — настолько гармоничное и красивое пространство их окружает.

Основное впечатление после экспозиции орловчан можно выразить одним словом и одним знаком препинания — «насыщенно!»

«Пядь» — это объединение пяти художников: Ольги Сорокиной, Алексея Комова, Яны Патокиной, Марии Васильевой, Юрия Шатохина. Все они — жители Орла, профессиональные живописцы в полном расцвете лет — то есть между тридцатью и сорока годами. За плечами каждого из них множество региональных и международных выставок. В «Пядь» их объединили жизнерадостный искусствовед Марианна Комова и общие устремления. «Мы, как пальцы одной руки — все очень разные, но длань у нас, между тем, одна», — с улыбкой говорит Марианна. Ко всему прочему, по ее словам, пядь — это древний знак, который обозначает еще и семейственность. И сами художники говорят, что они, действительно, словно члены одной семьи. Возможно, это неодиночество и помогает создавать им удивительные в своей витальности картины.

«Эти люди очень много работают и им абсолютно неважна судьба их полотен», — говорит о своих «питомцах» Марианна. О том, как яростно трудятся эти художники в Орле, уже начали складывать легенды. Например, Ольга Сорокина в прошлом году поставила своеобразный рекорд: свой «Роддом на Посадской» — праздничное, ликующее, сливочное полотно — она писала зимней ночью в тридцатиградусный мороз. Многие люди из окон ночных трамваев наблюдали такую потустороннюю картину: некто бесполый в фуфайке и валенках с этюдником устроился напротив роддома, его помощник держал над этим сооружением фонарь, и все это заметала пурга. В результате получилась невероятно рождественская по духу работа, полная звезд и разверзнутых космосов. Ну а в Орле появилось еще одно городское предание.

«Пядь» — это объединение пяти художников: Ольги Сорокиной, Алексея Комова, Яны Патокиной, Марии Васильевой, Юрия Шатохина. О том, как яростно трудятся эти художники в Орле, уже начали складывать легенды

А вот Алексей Комов в свое время покинул глазуновскую академию, проучившись в ней всего два года, и ушел в священники. Сейчас он служит в Орловско-Ливенской епархии, но ремесло свое не забросил. В Брянск он привез свои пейзажи, на которых изображены редкие по красоте храмы, покойные древние ландшафты. «Елец, Дорога поэтов», «Преображение на Мироже», «Изборская крепость», «Уголок Пскова» — эти картины хочется рассматривать подолгу, медленно купаясь в их атмосфере. Что самое ценное, «сусального» православия в них нет ни капли, а вот надмирного величия и ощущения, что все в этом мире — по воле Божьей, — хоть ложкой ешь.

Яна Патокина — самая молодая участница «Пяди», «мизинчик». Вместе с этим она уже поучаствовала в двадцати выставках, представляла русскую живопись на Днях российской культуры в Париже и в Каннах, с 2007 года возглавляет Орловское молодежное объединение Союза художников России. Ее натюрморты, пожалуй, самая «вкусная» часть экспозиции. Картины же ее сверстницы Марии Васильевой — «Зайцы», «Хозяйство ипподрома» — поразительным образом сочетают в себе трогательность и очень крепкую основу, взрослое мастерство и неизжитую душевную детскость. А вот работы Юрия Шатохина обращают на себя внимание своей строгостью и лаконизмом. Например, его «Утро в Суздале» выдает последователя художников сурового стиля, умеющего при этом очень точно передать такие неуловимые для кисти флюиды, как ранний холодок и предвкушение богатого событиями дня.

«Мне очень по душе эта группа художников, — говорит директор музея Владимир Мурашко. — Смотришь на их живопись — ни нытья нет, ни стенаний. Нормальная бодрая жизнь, через край бьющий энтузиазм»

«Мне очень по душе эта группа художников, — говорит директор музея Владимир Мурашко. — Смотришь на их живопись — ни нытья нет, ни стенаний. Нормальная бодрая жизнь, через край бьющий энтузиазм». И действительно, «Пядь» сегодня представляет то поколение творческих людей, которые не ждут помощи и поддержки от государства, не ищут благосклонности какого-нибудь «доброго плантатора», не жалуются, что искусство в загоне. Эта пятерка просто делает свое дело по мере сил и возможностей, сама прокладывает себе путь, и та пресловутая дорога, которую должен осилить идущий, появляется уже под их шагами. Пока остальные только и делают, что жалуются и просят, «Пядь» не унывает, а работает. Выставку в Брянске они, кстати, тоже организовали самостоятельно: сами приехали, сами предложили, сами привезли свои картины. Подобная позиция дает художнику нужную свободу, а значит и гарантирует успех. «Я надеюсь, что подобный подход позволит «Пяди» двигаться и расти, чего мы им искренне желаем», — заключил Мурашко.

Выставка продлится до 28 августа.

Фото Елены Кузьменок.