Четыре из пяти ежегодно возникающих на территории Брянска пожаров случаются в так называемом «частном секторе». Здесь умирают девять из десяти погорельцев. Виновниками трагедий, согласно статистике, в абсолютном большинстве случаев становятся сами жертвы. Единственный способ предупредить разгул стихии в жилищах представителей исторически сложившейся «группы риска» — постоянный контроль со стороны городских огнеборцев.

«Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Брянской области проводит рейды по домовладениям Брянска и окрестностей еженедельно, — рассказал корреспонденту ИА «Наш Брянск.ru» инспектор отдела надзорной деятельности по Советскому району региональной столицы Евгений Каленик. — Вместе с сотрудниками полиции, коммунальщиками и соцработниками мы наведываемся в те дома, где живут неблагополучные семьи, злоупотребляющие алкоголем люди, одинокие пенсионеры. Словом те брянцы, за которыми нужен глаз да глаз».

Таких в одном только Советском районе областного центра — не меньше двух сотен. Основная масса приходится на людей почтенного возраста, оставшихся в силу разных обстоятельств в одиночестве. «Примерно о шести десятках больных стариков, обосновавшихся в центре Брянска, некому позаботиться, — уточняет г-н Каленик. — Такие хозяева еле-еле передвигают ноги, где уж им самим подмазать печь, обновить ветхую проводку или заменить батарейки в датчиках дыма».

Примерно о шести десятках больных стариков, обосновавшихся в центре Брянска, некому позаботиться

Впрочем, уверяет инспектор, наибольший процент всех произошедших в регионе пожаров со смертельным исходом развиваются по классической для России схеме: выпил — закурил — уснул — и не проснулся. «По последним данным, в Советском районе асоциальный образ жизни ведут около 30 человек, почти столь же числится неблагополучных семей, еще около 30 супружеских пар воспитывают от четырех детей и более, — подсчитали в пресс-службе Главного управления МЧС России по Брянской области. — Научить и взрослых, и совсем еще юных горожан грамотному обращению с пламенем — один из приоритетов в работе сотрудников отделов надзорной деятельности».

Во время традиционных рейдов местные спасатели повидали всякое: на их глазах рассыпались домовые печи, всеми цветами радуги искрила проводка, со щелчком тумблера выключателя взрывались электрические лампы, тлели щедро рассыпанные по полу окурки. Многие постройки, навещать которые им приходится, назвать домами и язык-то не поворачивается. Внутри — свалка мусора, горы бутылок, хозяева — без чувств от принятого на грудь спиртного.

Контингент достаточно сложный: кто-то просто дверь не открывает, а кто-то и в атаку бросается

«Контингент, с которым приходится работать, достаточно сложный, — сказал Евгений Каленик, — каждый встречает неожиданных гостей по-разному. Кто-то просто дверь не открывает, а кто-то и в атаку бросается». Благо, во время последнего рейда без подобных эксцессов обошлось. В доме на улице Кирпичной, 8, больше похожем на руины, нежданных гостей встречали непросыхающие после недавнего дождя лужи. В бараке на Пионерской, 16, от сырости и влаги пузырились обои на стенах, а дома рядом с обугленным строением на Урицкой молча напоминали о произошедшем тут недавно пожаре. «Возгорание в пустующем двухэтажном здании случилось на прошлой неделе, — пояснили огнеборцы, — жар был таким сильным, что на соседних зданиях расплавился сайдинг».

Еженедельные рейды по «группе риска» приносят городу ощутимый результат: в Советском районе, являющемся «пионером» по части контроля жителей частного сектора, в огне с начала этого года погибли всего двое брянцев.

Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Брянской области.