Утилизационная программа, которая начала свое действие 8 марта прошлого года, окончательно завершена. Минпромторг прекратил выдачу сертификатов, предоставляющих скидку на покупку нового автомобиля.

По условиям программы автовладельцам, машины которых старше 10 лет, предлагалось обменять свой автомобиль на скидочный сертификат в размере 50 тысяч рублей для покупки новой машины, произведенной на территории России. В ноябре прошлого года правительство планировало завершить утилизационную программу, однако в связи с ее высокой популярностью деньги на реализацию закончились уже в июне 2010 года. Тогда премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что необходимо продолжить обмен автохлама и выделил из бюджета дополнительно 10 миллиардов рублей. Второй этап программы завершился 16 марта текущего года, и тогда правительство России приняло решение выделить еще 5 миллиардов на ее продление, а российские автомобилисты получили возможность получить еще около 100 тысяч автомобилей со скидкой.

Всего за весь период действия программы было выдано более 600 тысяч свидетельств на покупку автомобилей. Несомненным лидером утилизационной программы стал «АвтоВАЗ». По информации агентства «Автостат» на автомобили «Лада» пришлось примерно 79 процентов продаж. Что касается иномарок, то первое место досталось марке Renault — 7,3 процента продаж, вторую строчку занимает Skoda с показателем 5,3 процента продаж, на третьем Ford — 2,3 процента продаж. Всего в государственной программе приняли участие 85 моделей, включая машины, выпущенные на территории России.

Автопроизводители утверждают, что завершение утилизационной программы не скажется на объемах продаж автомобилей. Как сообщал ранее корреспонденту KM.RU руководитель пресс-центра «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов, по программе утилизации «АвтоВАЗом» реализовалось около 50 процентов автомобилей, и как минимум 25 процентов от этой цифры составляли коммерческие продажи. В связи с этим крупнейшая российская автомобилестроительная компания не ожидает резкого падения спроса на свою продукцию. Он отметил, что если проанализировать структуру реализации автомобилей «Лада», то «можно заметить: «классика» перестала быть лидером. По итогам продаж с января по май 2011 года лидер продаж «АвтоВАЗа» — Lada Kalina, на втором месте — Lada Priora, а «классика» — только третья в списке». По мнению Шмыгова, это говорит о том, что покупатели делают осознанный выбор в пользу более современных автомобилей Волжского автозавода, понимая оптимальность соотношения цены, качества и предлагаемых опций.

В 2012 году в России должна стартовать программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов.