Постановку Марины Есениной «Школа соблазна» по пьесе Валентина Азерникова привез в Брянск Рязанский театр драмы в рамках летних гастролей. Брянской публике продемонстрировали легкий дамский спектакль с элементами бульварного романа, а также выдали несколько готовых рецептов женского счастья на каждый день.

Сюжет пьесы «Школа соблазна» незатейлив и прост. Любовница «не от мира» пытается заполучить себе в мужья мужчину, который никак не соглашается уходить из семьи. Судьбу несчастной Сони (именно так зовут главную героиню) милостиво берет в свои руки ее приятельница — успешная жена своего мужа, которая выдает ей несколько универсальных советов.

Пьеса вьется неспешно и изобилует легкими водевильными шутками без тонкостей и изысков. Не претендующая на особенную глубину постановка, кажется, создана специально для показа летними пятничными вечерами

Следуя предложенным правилам этой Школы соблазна, Соня быстро уводит из семьи своего вожделенного. Однако в самый счастливый момент выясняется, что этот вожделенный — муж той самой дамы, которая и «воспитала» его любовницу. И если до этого поворота действие «скачет» по ухабам с игривым задором и искристым юмором, то после сюжетные линии запутываются в такой пыльный нитяной комок банальностей, что из него хочется поскорее выбраться на свежий воздух.

В целом пьеса вьется неспешно и изобилует легкими водевильными шутками без тонкостей и изысков. Не претендующая на особенную глубину постановка, кажется, создана специально для показа летними пятничными вечерами. Ее герои — словно наши знакомые из соседнего двора, все узнаваемо и протекает без драматических неожиданностей под популярные мелодии песен Ваенги, Пугачевой и Земфиры, несущиеся из распахнутых окон. Все вместе это создает обстановку одомашенной обыденности, в которой все предсказуемо и ничто уже не может удивить. Единственное украшение спектакля — восточная женщина Фатима. По сюжету она служит дворничихой, а для героев пьесы является ангелом-хранителем и голосом разума и автора одновременно.

Свои эпизоды «женщина с метлой» отрабатывает колоритно и убедительно, тогда как главные героини лишь картинно всплескивают руками и одинаково неестественно изображают смех и слезы. Изломанность последних, впрочем, очень удачно встраивается в общий строй спектакля и лишь подчеркивает «невыеденность яйца» предлагаемой зрителю комедии-драмы. Впрочем, атмосферу «между нами, девочками» на брянской сцене так удачно, кажется, еще никто не создавал.

Герои пьесы — словно наши знакомые из соседнего двора, все узнаваемо и протекает без драматических неожиданностей под популярные мелодии песен Ваенги, Пугачевой и Земфиры, несущиеся из распахнутых окон

В целом спектакль получился в полном соответствии с одним из правил школы соблазна, открытой местными дамами. «Никогда не говорите своему мужчине, что он умный, — гласит оно. — Говорите, что он — красивый и кудрявый!» Вот и постановка, которую привезли рязанцы, при всей скудости изобразительных средств сработана красочно и — вся в завитушках. Готовый набор штампов из женских журналов актеры украшают бантиками и пайетками, и после такой «предпродажной подготовки» спектакль смотрится как кукла китайского производства — чуть дороже, чем есть на самом деле, но и без особых претензий на высокое качество.

Впрочем, брянские зрители, среди которых традиционно превалировали особы женского пола, проглотили эту «куклу» с огромным удовольствием. На протяжении всего спектакля отдельные пассажи и реплики, касающиеся наиболее острых углов отношений между мужчиной и женщиной, встречались одобрительными аплодисментами. А напоследок актеров отблагодарили очень искренней и очень эмоциональной овацией.

Фото Евгения Пунина.