Президент подписал поправки к Уголовному кодексу, которые вводят новый вид наказания — принудительные работы, сообщает ER.RU. Об этом сам глава государства сообщил во вторник, 7 июня.

«Законопроект содержит ряд новелл и заслуживает внимания, так как делает уголовный закон более современным, устраняет устаревшие нормы, которые переходили из одного кодекса в другой и часто не выполнялись, устраняет противоречия и вводит новый вид наказания – принудительные работы», — сказал Медведев. Он назвал документ «интересным и весьма актуальным».

Помимо принудительных работ документ устанавливает новые виды наказаний для нетяжких экономических преступлений и преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Кроме того, такие правонарушения, как оскорбления и клевета, переводятся из разряда уголовных преступлений в административные.

«Проходит декриминализация деяний, которые современная версия Уголовного кодекса считала преступлением; после принятия законопроекта эти поступки будут преследоваться, как административное нарушение», — пояснил Медведев.

В разряд этих правонарушений попадают «оскорбления, клевета, в том числе в отношении судьи», а также неквалифицированные действия, которые не сопровождались отягчающими обстоятельствами. «Проектом вводится линейка альтернативных наказаний — это принудительные работы сроком от 2 месяцев до 5 лет», — сообщил министр юстиции Александр Коновалов. Кроме того, по его словам, увеличивается предельный срок обязательных работ с 200 до 480 часов.

Министр отметил, что действующее сейчас законодательство позволяет применять наказание в виде исправительных работ лишь к тем, кто не имеет постоянной работы; проект же это правило изменяет. «Исправительные работы будут проходить по месту основной работы», — уточнил Медведев.

Глава ведомства добавил, что в отношении совокупности совершенных незначительных преступлений будет использоваться принцип назначения наказания путем поглощения одного наказания другим.

По оценке министра, «довольно важный блок изменений касается экономических преступлений и преступлений, связанных с оборотом наркотиков, которые не носят большой общественной опасности». Он уточнил, что для экономических преступлений в качестве наказания вводится штраф, пятикратный размеру нанесенного ущерба, выплатив который нарушитель освобождается от других наказаний. Для преступлений, связанных с оборотом наркотиков, «создаются предпосылки для лечения наркозависимости — назначается наказание в виде обязательного прохождения курса лечения, и это будет давать отсрочку для исполнения наказания», — отметил глава Минюста.

Коновалов считает, что нынешний «третий пакет поправок к Уголовному кодексу не столько либерализирует, сколько прагматизирует его, создает более гибкий и жесткий механизм, который более четко позволяет реагировать на асоциальное поведение людей». «Главный принцип: человек, который совершил тяжкое преступление, понесет максимальное наказание», — подчеркнул глава ведомства, добавив, что для совершивших нетяжелые правонарушения можно будет выбирать наказания, не связанные с изоляцией.

По словам первого зампреда комитета по законодательству Владимира Груздева, предусмотренная законом отмена нижней планки наказания, позволит гражданам добиваться в суде справедливости.

«Законопроект предполагает большую вариативность в действиях судов при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы, — сказал ранее Груздев. — Так, в качестве основного вида наказания, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф, 12 составов преступлений — исправительными работами. В 115 составах преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. Соответственно, за такие возможности и спрос с представителей судейского корпуса будет уже совсем другой.

Очень многое будет зависеть от формирования правоприменительной практики. Нужен единый подход в применении новых норм, но стоит опасаться возможности возникновения прецедентов, ведь особенно ценен для нас этот проект тем, что позволяет уйти от шаблонности в действиях суда и правоохранительных органов, каждое дело должно рассматриваться индивидуально.

В суд снова должны начать ходить за справедливостью, а не просто за решением! Возрастает уникальность и важность судейского права на «личное усмотрение».

Как отметил глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, сажать в тюрьму за любое мелкое правонарушение — неправильный подход. «Нужно устанавливать как можно больше критериев, чтобы только действительно общественно опасный человек находился в местах лишения свободы», — подчеркнул он.

По мнению Крашенинникова, закон позволит подходить к рассмотрению дел в суде более объективно.