Дмитрий Наймарк. Глава администрации Выгоничского района. В прошлом — крепкий хозяйственник и удачливый бизнесмен. В настоящем — грамотный чиновник и, пожалуй, самый продвинутый управленец на всю округу. Еще недавно он поднимал предприятия и заводы, теперь же намерен поднять с колен население 1/27 Брянщины.

Как вы лодку назовете…

Его кабинет прост и аскетичен. Шкаф, стол, портрет президента, российский триколор. На расстоянии вытянутой руки — аккуратная карандашница, органайзер, пара мобильников. В центре обязательного «набора начальника» примостился новенький iPad, а с компьютерного монитора всякого входящего немигающим взглядом сверлит круглый глаз веб-камеры.

Ремонт, охвативший все здание, тут в самом разгаре. «Вроде администрация, а полы как после бомбежки, — описывает обстановку месячной давности Дмитрий Наймарк. — На линолеум было страшно глянуть, пенсионеры спотыкались».

Совсем скоро полы администрации украсит новенький керамогранит. Сейчас же ее коридоры заставлены мешками с цементом, банками с краской, еще какими-то стройматериалами, пол покрывают белесые следы всеразмерных ног. Сразу видно, в здании обосновался человек, не терпящий осыпающейся штукатурки и скрипа в паркете. «Еще никому не удавалось эффективно управлять фабриками-заводами-газетами-пароходами, не говоря уже о целом районе, сидя в «сарае»», — подчеркивает Наймарк.

Он и сам показательно хорош и опрятен. Рукава белоснежной рубашки слегка закатаны, верхняя пуговица небрежно расстегнута. Есть в нем что-то неуловимо европейское, не свойственное среднестатистическому брянцу. Впрочем, Наймарк и не скрывает: его далекие предки — выходцы из Европы. Вполне возможно, купцы, путешественники или и те, и другие одновременно. По крайней мере, в переводе с немецкого фамилия Выгоничского главы звучит как «новое место» (нем.: neu markt).

По этим новым местам Наймарка бросало нередко. Несколько лет он работал на «Мелькрукке», в «Брянскпиво», а потом основал «Кирпичную компанию». Сейчас этот бренд в строительных кругах известен на всю страну. Как только состав последней пополнил комбинат «Строма», Наймарк возглавил и его. Не подозревая, что «навлек» на себя внимание общественности — к тому времени на горизонте уже вовсю маячило кресло выгоничского главы.

Инертен, но не безнадежен

Район Наймарку достался, прямо скажем, не самый завидный. Избежать проблем с пьянством и безработицей выгоничанам, увы, не удалось. Главная же беда 1/27 Брянщины сводится к тому, что больше половины ее сельскохозяйственных земель по прямому назначению не используются. Если раньше слава Выгоничей как аграрного края гремела на всю округу, то теперь район делает упор на развитие промышленности. Местный бюджет — глубоко дотационный, «своих денег» в нем — меньше половины, все остальное — дотации, трансферты и субсидии.

Население соответствующее. Его общая численность порядка 22 тысяч человек. При этом пенсионеров и инвалидов тут около трети. Молодежь, в особенности, если она трудоспособная и активная, тут на вес золота: ее основная масса покидает малую родину в поисках работы.

«Лоббировать собственные интересы — не в правилах выгоничан, — сокрушенно качает головой Наймарк. — Самый, казалось бы, деятельный класс — люди в возрасте от 25 до 40 лет, — де-факто политически не активен. В общественных дискуссиях он участия не принимает, а на выборы если и идет, то по привычке».

От большинства россиян здешний народ, стало быть, отличается немногим. Обычай существовать по чужим законам, играть по чужим правилам, увы, он так и не забыл. Недаром здешние профсоюзы, что трещали по швам еще в нестабильные девяностые, в относительно спокойные нулевые окончательно перестали выполнять свои функции. «По сути, сегодня они существуют только на бумаге, — говорит Наймарк. — Впрочем, всеми силами мы стараемся повысить общественную активность профсоюзов посредством взаимодействия с советами ветеранов и общественными объединениями».

Растянулся район вдоль федеральной трассы М13. Фактически являясь пригородом Брянска, он находится в непосредственной близости от областного центра. Тем не менее такое стратегически выгодное месторасположение до сих пор в полной мере не использовалось. «Акцентируя внимание на одном только этом достоинстве, удалось заинтересовать сразу двух крупных инвесторов — «Царь-Мясо» и «Мираторг», — говорит Дмитрий Наймарк. — В Выгоничский район каждая из компаний намерена вложить не менее 7 миллиардов рублей. В ближайшие два-три года благодаря их вливаниям 60-70 миллионов прироста получит районный бюджет, не считая отчислений в областную и федеральную казну и появления порядка четырех тысяч рабочих мест».

Ясное дело, вслед вырастет финансирование бюджетной сферы. То тут, то там начнут появляться детские сады, спорткомплексы, объекты культуры, жилые кварталы. Их возведение потребует укрепления строительной сферы, расширения персонала. Потом, согласно представлениям Наймарка, увеличится покупательская способность населения (к слову, средняя зарплата в «Царь-Мясо» и «Мираторге» — около 20 тысяч рублей), более интенсивно будет развиваться малый и средний бизнес. Посему назвать Выгоничский район безнадежным язык не поворачивается. Вон сколько инвестиций грядет сюда в ближайшие годы — на десятки миллиардов рублей.

«Самые капиталоемкие объекты «Мираторг» построит на территории нашего района, — подчеркивает Наймарк. — Это две бойни крупнорогатого скота и птицы, комбикормовый завод и газогенерирующая электростанции».

Компания уже определилась с местом расположения федлота — площадки для интенсивного откорма взрослых животных. А всего полгода назад первый камень будущего свиноводческого комплекса заложила фирма «Царь-мясо». Опять же на территории района. Рядом, согласно плану, вырастут маточник, бойня, комбикормовый завод. Предположительно к концу 2013 года под Выгоничами появится сильная аграрная отрасль.

«Впрочем, свои планы есть и у другого промышленного гиганта, — продолжает живописание светлого будущего района его глава. — У комбината «Строма» практически все готово к возведению нового кирпичного завода, на базе которого будет создан комплекс производств, связанных со строительной отраслью — начиная от металлообработки и заканчивая деревообработкой».

Прямо сейчас шлифуется проект, призванный увеличить поголовье местного дойного стада. Базироваться он будет на все тех же инвестициях, а поддержку получит в рамках национального проекта «Сельское хозяйство».

Лиха беда начало

Тихой сапой, если верить отчетам целого ряда профильных ведомств, от спячки тут пробуждается малый бизнес. По линии Выгоничского центра занятости собственным делом и свидетельством индивидуального предпринимателя обзавелись уже десятки бывших безработных. Пятнадцать человек защитили бизнес-планы в марте этого года, причем девять из них перед выходом в бизнес-свет прошли в стенах учреждения спецподготовку. Заблаговременно.

Разумеется, на крупные, дорогие и долгосрочные проекты новички замахнуться не решились. На субсидию в размере меньше 60 тысяч рублей, что выделяет государство, особо не разгонишься. Люди планировали будущее, по большей части, маленьких ферм. Эдаких подсобных хозяйств, только с выходом на рынок.

Здесь же нашлось место крохотной парикмахерской, швейному ателье, небольшому магазинчику, мастерской по художественному матированию и декорированию стекла. Увы, это самое место зарезервировано пока на бумаге, да в помыслах новоявленных бизнесменов. Впрочем, полагают вчерашние безработные, лиха беда начало.

«Наконец-таки, инвесторы обратили взор на выгодное расположение Выгоничского района — его главное преимущество перед аналогичными административными единицами, — продолжает нахваливать свою «территорию» Наймарк. — Думаю, еще год-два, максимум три, и вдоль райцентра разрастется придорожный бизнес».

С каждым словом Наймарка его воздушные замки приобретает все более отчетливые очертания. «Вот-вот в Пильшино начнут укладывать фундамент под универсальный заправочный комплекс с огромным ассортиментом дополнительных услуг, — восторженно перечисляет Наймарк. — Проект — в стадии разработки. Еще один придорожный комплекс появится в Выгоничах. В связи с тем, что нынешняя автостанция закрывается, этот объект будет включать в себя и ее альтернативу».

Оказывается, последняя не так давно стала лишней. Из-за особенностей дорожной разметки, недавно проложенной в этих местах, подъехать к остановке без нарушения ПДД теперь невозможно. «Возникала угроза, что населению в ожидании общественного транспорта пришлось бы мерзнуть под дождем и снегом, чего я, как глава района, никак не мог допустить», — объясняет Наймарк.

Власть как служение народу

Дмитрий Владимирович говорит уверенно и обстоятельно, ненароком создавая впечатление, что Выгоничами он успешно «правит» не первый срок, а электорат знает как облупленный. В действительности районный совет народных депутатов утвердил Наймарка в должности относительно недавно — 30 декабря минувшего года, инаугурация же нового главы состоялась в середине января.

Благочинный Выгоничского благочиния, настоятель храма во имя святителя Николая, иерей Анатолий сказал тогда: «Религиозное понимание власти есть одно — служение. Служение предполагает отдавать себя для тех, кому мы призваны служить. Служение же требует от человека напряжения духовных, физических сил, мудрости, терпения, воли, смирения. Благополучие народа всегда определяется его единством, и господь благословляет нас на единение, опираясь на пласты духовности, идти вместе и решать задачи совместно».

Слова священника Наймарк воспринял как руководство к действию. Смиренно и со свойственной ему гиперответственностью. Тем более что сам глубоко православен. Вот и сейчас он все чаще косится на часы — торопится на встречу с населением.

Пару минут спустя Наймарк за рулем автомобиля. В пассажирском кресле — пять дней назад вступивший в должность зам по ЖКХ Владимир Тарасенков, позади — фотокорр и журналист. По кочкам и ухабам большая красивая машина едет на окраину Выгоничского района, в поселок Красный Рог.

«Нога большого чиновника тут не ступала годами, население заждалось, — шутит водитель. — А если серьезно, по населенным пунктам в составе рабочей группы я путешествую еженедельно. В первую очередь, по наиболее отдаленным. Цель — получить информацию из первых рук, напрямую узнать о проблемах и трудностях жителей».

Как показывает практика, во время таких диалогов люди жалуются на неустроенность соцкультбыта — разбитые дороги, нерегулярность движения общественного транспорта, отсутствие водопровода и канализации, состояние местных домов культуры. Красный Рог — не исключение.

Из благ цивилизации тут только электричество, да и с тем постоянные перебои. Сухостой чуть не каждую неделю рушится на провода, а восстанавливать в поселке их некому, как некому и лечить «древесную падучую». Электрики едут в Красный Рог с неохотой: далеко и неудобно — дороги-то здесь отродясь не бывало. «Скоро покойник из гроба выскочит, до кладбища не довезем, — возмущается один из местных жителей. — У нас же вокруг леса да болота, весной вон полпоселка «плывет». Раньше хоть народ по грибы выбирался, а сейчас и пытаться не стоит — бурелом непролазный».

Газификация поселка на паузе не первый год. «Голубое топливо» успело прийти лишь в 52 из 400 здешних домов. Телефоны не работают, водопровода практически нет — жидкость, поступающая с единственной башни, для питья непригодна, канализация отсутствует. Последней радости не так давно неизвестные лишили местных школяров — свинтили со здания школы спутниковую тарелку, чем лишили ребят гарантированного государством доступа в интернет.

«Перед выборами нам много чего наобещали, а сделали чуток, — бросаются в диссидентскую кривизну участники встречи. — Уж и не знаем, поживем ли как люди».

Наймарк тем временем не разглагольствует, быстро строчит что-то в своем блокноте. Перелистывает страницы и недовольно хмурит брови. Невооруженным глазом видно — положение дел в Красном Роге крайне его возмущает.

«Ничто не унижает так человека, как нищета, — скажет он позже. — Отсутствие денег убивает любые надежды. Но в отсутствие экономики им взяться негде. Благо, в последнее время в районе она начинает оживать. Это дает повод верить, что цивилизация придет и в эти края». А потом уточнит: «Благодаря подобным выездам удалось разработать целую систему сбора информации. На основе ее анализа после каждого визита принимаются соответствующие решения, прописывающие пути и способы устранения выявленной проблемы, назначаются конкретные сроки и ответственные».

Переменам быть!

А пока наследие советского прошлого все еще дает о себе знать. Выгоничские окраины, ой, как им богаты. И там, и сям на пути вырастают руины несуществующей страны. Одного кирпича — на десятки тонн.

По крупицам население собирает элементы «древности» — прялки, керосиновые лампы, снаряды времен Великой Отечественной войны. Не замечая при этом, что прошлое и без того сужает круг. Его пролетарская физиономия угадывается в ленинском профиле «книги почета» с бархатным окладом и истрепанными страницами, мелькает в междурядье фанерных стульев и занавесок цвета детской неожиданности.

У настоящего местных жителей даже запах прошлого — едва уловимый, но вполне узнаваемый. Чем дальше автомобиль Наймарка отдаляется от Красного Рога, тем отчетливее и гуще он становится. «Стоп, а что это у нас горит? — обрывает попутчиков на полумысли Наймарк. — Вон над деревней Бурачевкой дым столбом». Так и не дождавшись ответа, районный глава сворачивает с трассы в сторону пожара.

Уже на месте выясняется: кто-то, сжигая сухую траву, оставил огонь без присмотра. Его языки в итоге перекинулись сначала на сарай 80-летней старушки, а потом и на жилье бабули. Пожарные расчеты сменяли друг друга с периодичностью в несколько минут. Локализовать возгорание им удалось, а вот отстоять у стихии жилище пожилой женщины не получилось. Благо, сама погорелица не пострадала.

Наймарк попытался было выяснить, кто жег траву, кто допустил ее хаотичное горение, но увы. «Это овраг горел, он ничейный, — только и оправдывались жители. — Вокруг своих домов мы опашку сделали, траву скосили. А остальная территория не наша, хозяйничать, стало быть, некому».

«Почему ж тогда не позвонили куда следует?», — не унимается Наймарк. «Так бесполезно же. Наверное», — был дан ответ.

«Людское безразличие — вот, что пугает больше всего, — признается глава Выгоничского района. — Это из-за него горят дома, страдают одинокие бабули. Раньше траву выкашивали всюду, где это только возможно, — она шла на корм скоту. Теперь буренок впору вносить в Красную книгу — так мало их осталось в личных подворьях. Да и селянам отчего-то стало не досуг: зарастай, лубяная избушка, бурьяном, а придет огонь, авось пронесет».

«Цели изменить людей, их менталитет, взгляды и привычки, конечно, я не преследую, — произнесет финальную фразу в завершение рабочего дня Наймарк. — Пожалуй, ни одному начальнику это не по силам. Единственное, что я могу и должен сделать, так это обеспечить выполнение должностных обязанностей органов власти и госучреждений на территории района. Это моя основная задача и неотъемлемое условие, побуждающие к переменам — приходу в район инвесторов, развития бизнеса, модернизации экономики».

Фото Евгения Пунина.