Организация — группа сотрудников и необходимых средств с распределением полномочий, ответственности и взаимоотношений. Любая организация управляема, и лучшим подходом к управлению считается системный. Он предполагает, что организация задает конкретные цели, идентифицирует процессы, которые приводят к этим целям. При этом управление должно осуществляться на основе эффективности и результативности, а процессы должны рассматриваться как взаимосвязанные элементы. На эффективность (связь между полученным результатом и использованными ресурсами) стоит обратить особое внимание, так как чаще всего рассматривается только экономическая ее сторона. А ведь нельзя забывать и о том, как расходуются финансы, учитывать процент загрузки оборудования, степень загруженности персонала, долю доходов на одного работника и т.д.

Мы видим, что управление организацией — это не только сложный сам по себе процесс, но и что оценка функционирования имеет множество разных критериев. Упростить систему управления и повысить эффективность и результативность деятельности организации поможет организованная должным образом система менеджмента. Стандарты ISO 9000 определяют систему менеджмента организации, как систему для разработки политики компании, ее целей и достижения целей. Данное определение отличается от традиционного вузовского, поскольку подразумевает переход от общего понятия к более частным, например, менеджмент безопасности, менеджмент качества, безопасности, финансов и другие. Рассмотрим подробнее одну из таких систем — СМК, то есть систему менеджмента качества.

СМК подробно описывается в стандарте ISO 9001, а соответствие его требованием подтверждается прохождением сертификации (сертификат ИСО 9001 можно получить тут). Данный стандарт при внедрении системы обращает особое внимание на требования и ожидания заказчиков. Необходимо ориентироваться на постоянное улучшение бизнес-процессов и повышение удовлетворенности заказчиков. Также специалисты выделяют следующие важные моменты:
— установление измеримых целей качества, целей организации и целей в области качества конкретного исполнителя;
— оценивание эффективности обучения сотрудников;
— сбалансированность систем полномочий и ответственности;
— предоставление доказательств исполнения обязательств руководителей разных уровней;
— управление ресурсами организации.