Взрыв Голубого моста: дополнения из немецких архивных источников
- 0
Стратегический железнодорожный мост через реку Десна в районе станции Выгоничи попал в руки немцев в ходе оккупации Орловской области в начале октября 1941 года. Мост был особенно важен для быстрого продвижения Вермахта вглубь советской территории и, в частности, для снабжения 2-ой танковой армии генерала Гудериана. 8 марта 1943 года мост, прозванный «голубым», взорвали партизаны. К очередной годовщине легендарной операции «Наш Брянск.ru» представляет дополнения из немецких архивных источников, обнаруженные молодым немецким историком Себастианом Штоппером.
Себастиан Штоппер. По материалам Федерального архива — военного архива Фрайбурга в Брейсгауе.
Впервые брянские партизаны рискнули провести операцию в районе железнодорожного моста около станции Выгоничи 8 марта 1942 года. Тогда девять вооруженных человек прокрались в район, прилегающий к мосту, и обстреляли немецкую охрану. Бойцы 701-го немецкого караульного батальона ответным огнем вынудили партизан отступить. Надо заметить, что, несмотря на постоянные бомбардировки советской авиацией, двухпутный мост хорошо охранялся и работал в полную мощь. Ровно через год после первой попытки взять мост партизаны снова выдвинулись к нему. На этот раз с тщательной подготовкой и более серьезными намерениями.

Командиры партизанских бригад давно планировали операции по разрушению жизненно важного для снабжения немецких войск моста. Партизанское руководство вначале отказывалось от плана непосредственного нападения на объект из-за того, что мост хорошо охранялся. Ведь атака стоила бы многих жертв без гарантии результата. В конце декабря 1942 года был выработан план, по которому на мост направлялась самоходная дрезина со взрывчаткой. Последняя должна была взорваться с помощью дистанционного взрывателя на мосту. Для уточнения деталей операции на место был направлен партизанский разведчик Анатолий Кожевников. Его задачей было определить расстояние от последнего километрового столба до самого моста. Однако Кожевников был задержан немецкой охраной и во время допроса рассказал о плане с дрезиной. Таким образом, намеченный удар не состоялся.
Лишь через два месяца, в конце февраля 1943 года, сложилась ситуация, которая позволила спланировать нападение на железнодорожный мост. Шансы на успех были высоки: несший службу по охране моста известный своей жестокостью 707-й баварский батальон был заменен на более слабое соединение. 24 февраля 1943 года охрану 40-километрового участка железной дороги Брянск — Выгоничи (включая железнодорожный мост) принял на себя 974-й батальон под командованием майора Хинтерюра. Батальон имел в своем распоряжении примерно 400 военнослужащих, разделенных на четыре роты. Атаки партизан должна была отбивать третья рота батальона. При этом непосредственно у моста оставались лишь 85 человек, средний возраст которых составлял около 40 лет.
Следует отметить, что выделенный для защиты полотна и моста батальон был самым плохим в составе 62-го полка. К тому же после потерь на Ельнинской дуге в его состав для пополнения прибыли истощенные австрийские крестьяне. Боеготовность батальона была настолько слабой, что собирались даже расформировать всю вторую роту. За один год батальон сменил три командира. Ротные подходили к своим обязанностям только условно. Корпус унтер-офицеров устарел, был подавлен и не справлялся со своими задачами на восточном фронте.
Рота помимо всего прочего была слабо вооружена. База на западной стороне моста была укомплектована 47 винтовками, 3 немецкими пулеметами 08/15, 4 чешскими пулеметами 26/Т и 3 тяжелыми советскими пулеметами. На восточном берегу у немцев было 34 винтовки, 2 немецких пулемета 08/15, тяжелый немецкий пулемет 34, чешский пулемет 26/Т и тяжелый советский пулемет. Автоматов на вооружении части, охранявшей мост, не было. И чтобы не растрачивать силы вверенной ему роты, капитан Пампус отказался от выдвижения дозоров вдоль железнодорожного полотна.

Подходы к мосту защищало минное поле, и расположение мин на нем постоянно менялось, чтобы усилить охрану объекта. Интересно, что в первой половине дня 7 марта 1943 года у моста были разгружены шесть орудий противовоздушной обороны. Если бы они были применены в бою, то уничтожили бы противника. Но оружие не успело поступить в часть ко времени нападения партизан.
Для операции по взрыву «Голубого моста» были мобилизованы около 1200 человек из различных партизанских соединений. Немецкая охрана оценила впоследствии количество нападавших в 700 человек. Оккупационные власти знали о партизанских бригадах в лесах южнее Брянска из сообщений перебежчиков, а также из донесений разведки. Однако сил немецких, венгерских и местных батальонов хватало лишь для охраны военно-стратегических объектов.
Партизаны, в свою очередь, усиленно готовились к предстоящему нападению. 4 марта 1943 года им удалось взять «языка»: в 6-ти километрах к востоку от Выгоничей был захвачен немецкий солдат, который сообщил ценные подробности и детали охраны моста. Команды взрывников тренировались на деревянных моделях объекта, бойцам выдали современные пистолеты-пулеметы и другое оружие. Однако самым существенным и решающим элементом нападения стала его внезапность. Кроме того, неожиданностью для охраны моста стало то, что атака велась не только с восточной стороны объекта, обращенной к лесу, но и с западной, подходить к которой нужно было по чистому полю.
Утром 7 марта 1943 года партизаны направились на север. Для того чтобы попасть в район сосредоточения, основной ударной группе нужно было пересечь железнодорожную линию юго-восточнее моста, недалеко от села Полужье. Таким образом, партизанские группы сосредоточились на плацдарме, занимающем болотистую местность на берегу Десны, к северу от железнодорожного моста. Здесь партизаны разделились. Одна часть на 15 санях пересекала замерзшую реку и должна была атаковать мост с запада, другая же должна была совершить нападение с северо-восточного направления.
Нападение на мост началось с обеих сторон железнодорожного моста в 23 часа 15 минут берлинского времени. Из леса на юго-западной оконечности моста велся поддерживающий наступление огонь из пулеметов и минометов. В свете сигнальной ракеты немецкие солдаты, охранявшие мост, могли видеть неожиданную для них атаку и беспрерывный, подавляющий обстрел командного пункта роты на западном берегу Десны. Одновременно с криками «Ура!» примерно 250 вооруженных автоматами партизан атаковали мост с запада. Они приблизились вплотную к охране и сбивали с ног находящихся на железнодорожной насыпи немецких солдат. При этом смертельное ранение получил командир роты капитан Пампус. Оставшийся в строю личный состав нес тяжелые потери и без командира оказал слабое сопротивление. Кроме того, сказалось и то, что из строя вышли несколько немецких пулеметов.

Уже в течение боя партизаны начали таскать на мост мешки со взрывчаткой и устанавливать их в мостовые ящики. Для взрыва использовались 450 килограммов тола и 500 килограммов аммонита. После закладки взрывчатки и отхода взрывники западной группы под командованием Лапшина 8 марта 1943 года в 00 часов 25 минут берлинского времени с помощью проводов и пущенного по ним электрического зажигания взорвали «Голубой мост» через Десну около Выгоничей.
С запада у моста, на базе №7, погибли пятнадцать немецких солдат, в том числе командир роты и три унтер-офицера. Шесть солдат были ранены. Тела трех убитых немцев обнаружили раздетыми, их обмундирование было похищено. Трое попали в плен. Позже немецкие силы обеспечения обнаружили тело одного погибшего партизана. Кроме того, к полудню следующего дня солдатами 3-ей роты 974-го батальона на мосту была обнаружена партизанка отряда «26 бакинских комиссаров» Татьяна Савченкова, уроженка Киселевки, ушедшая к партизанам осенью 1942 года. После допроса она умерла вечером 8 марта 1943 года.
В качестве отвлекающего маневра в трех километрах к юго-западу от моста четыре десятка партизан обстреливали ручным огнестрельным оружием и минометами. Кроме того, во время ночной атаки партизаны заминировали одновременно в нескольких местах железнодорожный путь подъезда к Выгоничам: в пяти километрах к югу от вокзала.
Второй главный удар на мост, в котором участвовали около 250 партизан, был с северо-востока. Этот удар был отбит 35 защитниками базы №6, которым помогло тревожное устройство «брызжущий свет», позволившее вовремя подготовиться к обороне. Восточное направление активно защищалось с помощью пяти пулеметов и противотанковой пушки. Все это вместе привело к тому, что на восточном направлении партизаны отступили. Потери немцев здесь составили семь человек ранеными, в то время как партизаны оставили на поле боя тела комиссара отряда имени Щорса Жиляева, четырех мужчин и одной женщины-партизанки.
Общие потери партизан были оценены партизанским руководством в 12 погибших и 46 раненых, в то время как потери немцев оценивались в 300 погибших. На самом деле немцами были зафиксированы потери в 15 погибших, 15 раненых и 3 пропавших без вести. Кроме того, два солдата были ранены во время обстрела в Крестах. Представляется вероятным, что потери партизан были больше, нежели заявлено. Особенно если учесть неудавшееся нападение на восточной оконечности моста.
В любом случае цель рискованного нападения партизан Брянщины была достигнута. «Голубой мост» через Десну стал непригодным для использования. Оба моста были взорваны в первой трети западного мостового поля. Взрывы разрушили подпояса, носители проезжей части и обе поперечные балки-рамы таким образом, что 30-метровая часть моста длиной 87 метров обрушилась. Немецкие железнодорожники, вызванные для ремонтных работ, оценили продолжительность ремонта северного моста в 18 дней круглосуточной работы. До тех пор прибывшие грузы должны были выгружаться в Выгоничах и везтись на грузовых автомобилях в Брянск. Последующие поезда направлялись в объезд, через Рославль. И хотя первые перемещения «вручную» (толкали отельные вагоны мышечной силой) состоялись уже через несколько дней, снабжение продуктами питания было полностью парализовано в течение недели.

Движение по северному мосту восстановили 21 марта 1943 года. Снабжение 2-ой танковой армии в Орловской дуге было налажено только в апреле 1943 года. Взрыв Голубого моста, конечно, заставил немецкие власти разобраться с этим случаем. Службой безопасности была предпринята проверка жителей Полужья. Предполагалось, что часть селян сотрудничает с партизанами.
Генерал-фельдмаршал фон Клюге приказывал коменданту тылового района 2-ой танковой армии произвести военно-судебное исследование инцидента. Были сделаны выводы о том, что командир роты за 12 дней, прошедших со времени прибытия части к мосту, неудовлетворительно изучил местность и пренебрег разведкой. В частности, изучался вопрос: почему рота обеспечения не блокировала доступ к мосту проволочными заграждениями. Выяснилось, что необходимая для этого проволока поступала в недостаточных количествах, так как в основном направлялась в армию для устройства линий обороны на фронте.
Кроме того, серьезным недочетом было признано решение отложить принятие на вооружение уже доставленных в роту зенитных орудий калибром 2 сантиметра. Считалось, что поддержка обороны огнем этого орудия могла бы расстроить нападение партизан. Как реакция на взрыв самого важного сооружения в тыловом районе 2-ой танковой армии были выделены дополнительные части для охраны всех мостовых сооружений в этой зоне. Охрана существенно усилилась численно, дополнительно выделялись материалы для устройства заграждений железнодорожной насыпи и внешнего защитного кольца.
Взрыв «Голубого моста» стал первым аккордом «мостовой войны» партизан в марте 1943 года. Брянскими партизанами был разрушен железнодорожный мост в 4 километрах к северо-востоку от Клетни, автомобильный мост около Белых Берегов. В то же время неудачами закончились операции по взрыву железнодорожных мостов через Ветьму и Ревну.
Фото с сайта администрации Брянской области.