Сколько денег будет выделено на реконструкцию и ремонт брянских школ? Удастся ли сократить очередь в детские сады? Возможно ли увеличить сумму, выделяемую на питание школьников? На эти и другие вопросы в интервью «Нашему Брянску» ответил председатель комитета по образованию Брянского городского совета народных депутатов, директор лицея № 27 Игорь Афонин.

Игорь Анатольевич, я знаю, что свой трудовой путь Вы начинали учителем истории в поселке Глинищево Брянского района.

— Да, была такая веха в моей биографии. После окончания нашего университета, это был 1987 год, два года я действительно отработал в Глинищево, а потом уже был переведен на работу в 27-ю школу.

Мечтали в детстве стать педагогом?

— Нет. Ни летчиком, ни космонавтом, ни учителем я быть не мечтал. Добросовестно закончил школу № 41, отучился год в музыкальном училище на народном отделении, потом был призван в армию в город Ковров, а после двух лет службы поступил в Брянский государственный университет на исторический факультет.

Что, на Ваш взгляд, позволяет учителю добиться самых высоких результатов в своей работе?

— Есть много составляющих, прежде всего — само желание быть учителем, хорошая, качественная подготовка в высшем учебном заведении, безусловно, желание постоянно совершенствоваться, умение работать с детьми, наладить контакт не только с ребятами, но и с родителями, с коллегами… Но главное — это желание работать с детьми.

Вы директор лицея № 27. Если не ошибаюсь, в лицее есть университетский класс, на базе которого Вы работаете с самыми одаренными детьми нашего города и готовите их для поступления в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, других городов. Сколько в процентном соотношении детей поступает?

— У нас есть не только этот университетский класс, мы работаем по договору с финансово-экономическим институтом — ребята после 11-го класса переводятся сразу на второй курс института. 95-98 % наших выпускников поступают в высшие учебные заведения, причем в достаточно престижные вузы.

Вы — председатель комитета по образованию, соответственно, в курсе всех проблем этой отрасли. Давайте поговорим о Вашей деятельности как депутата горсовета. Не могу не спросить о такой проблеме, как реконструкция и ремонт школ. Что предпринимается властями для ее решения?

— Власти, прежде всего, изыскивают средства для того, чтобы провести капитальный ремонт и реконструкцию наших учебных учреждений. Выделяются средства значительные: в позапрошлом году — 100 миллионов, в прошлом — 47 миллионов, сейчас планируется около 37 миллионов — в 2010 году — на текущий и капитальный ремонт. К сожалению, денег все равно не хватает. Износ зданий достаточно велик, абсолютное большинство школ построено еще в советский период; естественно, есть проблемы, и для их решения нужны деньги. Самое большое количество денег «съедает» проблема кровель. Необходимо уйти от мягкой кровли, потому что как бы ее ни делали, как бы ни латали, как бы ни ремонтировали, наступает весна, осень — и все течет. Надо делать шатровые кровли, они достаточно дорогие, но на ремонты мы ведь больше тратим.

Еще одна проблема в городе и области: нехватка детских садов. Удается ли в период кризиса изыскивать средства на строительство? В перспективе, в каких районах будут строиться детские сады?

— К счастью, у нас уже разработана программа по открытию новых дошкольных учреждений — потребность в детских садах достигает четырех тысяч человек, самая большая очередность в Фокинском районе — здесь 42 % родителей, которые хотели бы отправить своих детей в детские сады, но не имеют такой возможности. Городская администрация и городской совет приняли решение выделить 3,5 миллиона рублей из городского бюджета, ожидается поступление около полутора миллионов рублей и из областного бюджета. Эти средства нужны на проектно-сметную документацию для строительства детского сада в Орловском микрорайоне, это Фокинский район. Десять миллионов выделено на то, чтобы закончить строительство детского сада в поселке Радица-Крыловка, плюс еще один миллион на строительство котельной там же. Чтобы решить вопрос раз и навсегда, нам потребуется 20 детских садов, но исходя из того, что один детский сад стоит примерно 80 миллионов, нужно более полутора миллиардов рублей. У города таких возможностей, естественно, нет. Необходимо софинансирование. Только с помощью трех источников — городского, областного и федерального бюджетов — мы, наверное, сможем решить эту проблему.

Игорь Анатольевич, давайте поговорим о системе школьного питания. Достаточно ли средств выделяется из городской казны для полноценного питания школьников?

— На полноценное питание денег, которые выделяют и городской, и областной бюджеты, к сожалению, не хватает, но цифры говорят сами за себя. Город дает 5 рублей, область — 3,5 рубля в день, родительская доля — в зависимости от решения родительских комитетов: кто-то доплачивает двенадцать рублей, кто-то — десять, двадцать… Для детей из малообеспеченных семей городской бюджет выделяет десять рублей, областной — шесть. Городской совет обратился в адрес областной Думы и администрации области с предложением изыскать возможность увеличить средства на питание детей. Вопрос сейчас находится в стадии рассмотрения.

В одном из своих интервью Вы упоминали об эксперименте внедрения новой системы оплаты труда в школах — в штат вводится бухгалтер, школа получает финансовую самостоятельность. В чем преимущества такой системы и удалось ли ее где-нибудь внедрить?

— Была попытка в четырех школах ввести эту систему. Предполагается, что на каждого учащегося школы выделяется определенная сумма, и администрация имеет возможность распределять сумму внутри учебного заведения. Идея, безусловно, хорошая, и рано или поздно мы все на эту систему перейдем, но пока повсеместной реализации программы помешал экономический кризис.

— Еще одна тема — информационная обеспеченность школ. Не секрет, что во многих учебных заведениях не хватает компьютеров…

— Все учебные заведения Брянска подключены к Интернету, это хорошо. С другой стороны, из бюджета выделяется только 700 рублей на оплату услуги, тогда как в месяц это стоит где-то две с половиной тысячи, поэтому 1800 рублей каждый директор изыскивает уже сам. У нас все было вроде бы очень здорово с компьютерной техникой — 22 учащихся на один компьютер. Но президентская программа действовала с 2002 года, а наступает уже 2010-й — компьютеры морально и технически устарели, надо срочно менять ресурс. Очень хорошая программа сейчас действует — интерактивные доски, в Брянске их около 26 штук. Проходят семинары, открытые уроки, и учителя показывают, что это действительно хорошее дело.

В октябре Брянск посетил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина, особенно подробно он остановился на ЕГЭ. Как Вы считаете, каким основным изменениям должен подвергнуться единый госэкзамен? Согласитесь, ведь очень много нареканий…

— Однозначного ответа, хорош или плох ЕГЭ, нет, это нормально, потому что всякое новшество должно пройти определенную утряску. Первоначально введение ЕГЭ вызвало категоричное «нет», сегодня учителя в основе своей — те, кто творчески подходит к подготовке к экзамену, — убеждаются, что это не так уж и страшно. С «минусовой» же стороны, вопросы, которые задает госэкзамен, неоднозначны и могут трактоваться по-разному. Нельзя один и тот же пакет документов по ЕГЭ давать ребятам разных классов — нарушается принцип предпрофильной и профильной подготовки, а у нас и математику, и русский язык сдают все.