Заместитель генерального директора — директор филиала ОАО «МРСК Центра» — «Брянскэнерго» Николай Буренок выступил на заседании Президиума Брянской областной Ассоциации промышленных и коммерческих предприятий с сообщением о регулировании тарифов с использованием метода доходности инвестированного капитала (RAB) 22 октября. Представители деловых кругов, с интересом выслушав выступление Николая Буренка, отметили актуальность темы и своевременность обсуждения ее в регионе. Признав необходимость ускоренных инвестиций в энергетику, они отметили важность детального изучения предложных материалов и опыта внедрения RAB-тарифообразования в других областях России. В продолжение темы — интервью с Николаем Буренком.

Николай Васильевич, как восприняли присутствующие Ваши доводы о необходимости принципиальных изменений в системе формирования тарифов?

— Вы же понимаете, что бизнесмены — люди практического склада ума, сразу ни в какие доводы не поверят. Они должны все самым серьезным образом изучить, чтобы понять свою выгоду. Однако общее взаимопонимание достигнуто, как мне кажется. Ведь не секрет, что вывести электроэнергетику на новый уровень без притока солидных инвестиций невозможно. А если энергетика не будет развиваться, то не будет развиваться предпринимательство вообще. Это деловой мир осознал. И это главный результат встречи.

Необходимость изменений определена и на высшем государственном уровне…

RAB — это система расчета тарифов, которая позволяет постепенно возвращать инвестированные средства. Внедрение RAB позволяет привлечь в инфраструктуру долгосрочный капитал с минимальной стоимостью в достаточном для развития объеме

— Я и начал свое выступление со ссылки на постановление Правительства и другие юридические документы, создающие в России правовую основу для перехода на регулирование тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Рассказал, что RAB — это система расчета тарифов, которая позволяет постепенно возвращать инвестированные средства. При этом из-за долговременности возврата вложений удается удерживать рост тарифа на приемлемом уровне. Как показывает опыт других стран, внедрение RAB позволяет привлечь в инфраструктуру долгосрочный капитал с минимальной стоимостью в достаточном для развития объеме, стимулировать эффективные инвестиции и снижение текущих затрат, сделать деятельность монополий и процессы их регулирования прозрачными.

Сейчас филиал «Брянскэнерго» испытывает острейшую потребность в инвестициях, и существующий механизм платы за присоединение не решает этой проблемы. Для многих было откровением, что в настоящий момент износ основных фондов в сетевом комплексе составляет 77 процентов, и при существующей модели тарифообразования к 2015 году этот износ достигнет 80 процентов. А это близко к катастрофическим значениям. Уже сегодня остро ощущается нехватка мощностей для подключений потребителей. Высокий уровень износа оборудования сказывается на надежности энергоснабжения. Количество отключений в электросетевом комплексе в связи с нарушениями в работе оборудования не удовлетворяет как потребителей, так и нас самих.

Внедрение RAB позволит к 2014 году снизить износ сети до уровня 50 процентов, создать резерв мощностей и, таким образом, кардинально улучшить ситуацию

Перспективы, если ничего не менять в финансировании, удручающие. Но выход есть. Как посчитали специалисты, внедрение RAB позволит к 2014 году снизить износ сети до уровня 50 процентов, создать резерв мощностей и, таким образом, кардинально улучшить ситуацию. Он создаст для инвесторов гарантии возврата инвестированного капитала и обеспечит справедливый уровень доходности капитала, при этом не будет обременителен для потребителей, так как предусматривает постепенный, сглаженный рост тарифа без кратного его роста.

Дискутировали ли собравшиеся на тему RAB-тарифообразования?

— Да, конечно. Было много вопросов. Я ответил на них. В беседе принял участие и начальник Комитета государственного регулирования тарифов в Брянской области Николай Жигалкин. Он объяснил собравшимся, что новый метод регулирования не только сохраняет в руках государства право установления тарифа, но и предусматривает усиление контроля со стороны госорганов за расходом инвестиционных средств. Он также подчеркнул, что свои инвестиционные программы энергетики будут составлять с учетом программы развития региона — чтобы создать условия для поступательного экономического развития территории. Это очень важное дополнение.

Введение новой системы инвестирования — единственная возможность создать условия для того, чтобы инфраструктура перестала быть сдерживающим фактором развития экономики региона

Усиление контроля со стороны властей за расходованием средств выгодно и энергетикам. Во-первых, в практическом плане, поскольку вложения нужно делать именно в те объекты, которые будут в ближайшем времени наиболее необходимы области. Мы и сейчас очень плотно работаем в этом направлении с областными властями. В дальнейшем это взаимодействие будет усиливаться. А во-вторых, мы понимаем свою ответственность перед потребителями, и готовы предоставить общественности всю интересующую их информацию, чтобы ни у кого не возникло сомнений по поводу целевого использования средств.

В чем смысл этой встречи, если, как следует из выступления премьер-министра РФ Владимира Путина, долгосрочное тарифное регулирование со временем будет распространено на всю инфраструктуру? Иначе говоря, вопрос-то уже решенный…

— Но данному процессу должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Мы стремимся подробно и доходчиво объяснить нашим деловым партнерам все, что несет нам изменение в подходах к тарифообразованию. Они должны понять, что новая система финансирования электросетевого комплекса создаст твердую материальную базу для энергичного развития их бизнеса, что введение новой системы инвестирования — единственная возможность создать условия для того, чтобы инфраструктура перестала быть сдерживающим фактором развития экономики региона.