energoeffektivnost Конференция «Защита интересов малого предпринимательства и граждан: что мешает повысить энергобезопасность и энергоэффективность?» состоялась в Общественной палате Российской Федерации 15 сентября. В ее работе приняли участие топ-менеджеры ОАО «МРСК Центра»: первый заместитель генерального директора Сергей Архипов и заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг Вадим Федоров.

Конференция, проведенная по инициативе рабочей группы Общественной палаты России по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения, стала очередным шагом в решении задач, поставленных президентом и правительством в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Участники дискуссии проанализировали имеющуюся в стране нормативно-правовую базу, ситуацию с разработкой и внедрением энергосберегающих технологий, дали свою оценку сегодняшнему уровню энергоаудита, информированности потребителей об энергосберегающих технологиях, значению тарифообразования в развитии энергетики.

Особое внимание следует уделить совершенствованию системы тарифообразования. Тарифное регулирование является мощным стимулом повышения энергоэффективности предприятий

Член комиссии Общественной палаты по региональному развитию, руководитель рабочей группы по вопросам энергоэффективности Ирина Горбулина подчеркнула: «Наша задача — выработать те решения, которые бы сдвинули ситуацию с мертвой точки. Решать эту задачу необходимо в тесном контакте с правительством, депутатами Госдумы, с энергетиками, привлекая к обсуждению широкую общественность».

Участники конференции пришли к выводу, что особое внимание следует уделить совершенствованию системы тарифообразования. Тарифное регулирование является мощным стимулом повышения энергоэффективности предприятий. К примеру, с введением платы за технологическое присоединение предприятия стали более внимательно относиться к выбору энергоэффективного оборудования, схем энергоснабжения. Важно соблюсти обоюдные интересы потребителей и энергопредприятий. Уровень тарифов должен сохранить социальную доступность энергопотребления, при этом позволяя энергопредприятиям развиваться. Инвестиционные затраты должны учитываться в тарифах в приоритетном порядке. Как отметил в своем выступлении первый заместитель генерального директора ОАО «МРСК Центра» Сергей Архипов, с 1 января 2009 года сетевая компания частично уже перешла на новый метод тарифообразования, основанный на возврате сделанных вложений (RAB-метод от Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала) и являющийся реальным стимулом экономить.

Единая операционная компания Центра выполняет государственную задачу — обеспечивает качественное и бесперебойное электроснабжение, решает вопросы снижения потерь электроэнергии, обновления и модернизации сетевого электрохозяйства, внедрения передовых технологий

На территориях своего присутствия «МРСК Центра» является проводником тех решений, которые принимает государство в лице Министерства энергетики. Единая операционная компания Центра выполняет государственную задачу — обеспечивает качественное и бесперебойное электроснабжение, решает вопросы снижения потерь электроэнергии, обновления и модернизации сетевого электрохозяйства, внедрения передовых технологий. В тесном контакте с администрациями регионов «МРСК Центра» занимается вопросами интеграции сетей, передачи компании в управление бесхозяйных сетей. «К сожалению, есть небольшие территориальные сетевые компании, которые не вкладывают средства в развитие сетей, постоянно ущемляют интересы потребителей, допуская скачки напряжения, отключения и т.п. У таких компаний необходимо забирать права и передавать их ответственным собственникам, которые способны реализовать программы энергоэффективности и энергосбережения», — считает Сергей Архипов.

Крайне важным вопросом в решении задачи повышения энергоэффективности является учет электроэнергии и снижение потерь. «Экономить можно то, что учтено. Сегодня нет масштабной федеральной программы совершенствования учета. До сих пор большинство потребителей пользуется счетчиками, разработанными 30-40 лет назад, а технология сбора информации основана на самостоятельном съеме показаний прибора учета электроэнергии. В этой ситуации сложно оценить эффект от внедрения той или иной технологии», — считает заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «МРСК Центра» Вадим Федоров.

Для успешной реализации программ повышения энергоэффективности и энергосбережения необходимо разработать механизмы мотивации как производителей, так и потребителей

Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра уже не первый год применяет новейшие технологии и оборудование. Это, к примеру, интеллектуальные счетчики «Нейрон» и автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Внедрение интеллектуальных счетчиков позволяет дистанционно отслеживать показания приборов учета, контролировать объем энергопотребления. Потребители могут в любой момент времени нажатием многофункциональной кнопки на счетчике получить полную оперативную информацию о том, сколько использовано энергии. Установка бустеров помогает решить вопросы качества электроэнергии в сетях. В жилищно-коммунальном хозяйстве энергетики «МРСК Центра» внедряют автоматизированные системы управления уличным освещением «Гелиос».

Все участники конференции пришли к единому мнению, что для успешной реализации программ повышения энергоэффективности и энергосбережения необходимо разработать механизмы мотивации как производителей, так и потребителей. «Особое внимание следует уделить информированности предприятий и населения, организовать контроль за строгим соблюдением законодательства предприятиями электроэнергетики, усовершенствовать нормативно-техническую и нормативно-правовую базу, повысить значение энергоаудита», — подвел итоги дискуссии консультант-эксперт Общественной палаты, заместитель руководителя рабочей группы Анатолий Либет.