Билеты в брянских автобусах, троллейбусах и маршрутках могут заменить смарт-картами — в горадминистрации обсудили возможность реализации проекта «Автоматизированная система безналичной оплаты проезда граждан на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт», представленного калужской компанией «Шанс» и смоленской «Бенток». Пойдет ли Брянск вслед за техническим прогрессом по пути Сеула, Лондона и Москвы?

Впервые проект был внедрен в Сеуле и Лондоне, а уже в 90-е годы «пилот» запустили в подмосковном Зеленограде

Впервые проект был внедрен в Сеуле и Лондоне, а уже в 90-е годы «пилот» запустили в подмосковном Зеленограде. На смарт-карты переведена вся Республика Башкортостан, в процессе — Удмуртия, подготовительные работы по реализации проекта ведутся в Калуге. «Шанс» — инженерная компания, специализирующаяся на разработке и производстве электроники, разработчик системы безналичных расчетов и учета разовых поездок льготников в пассажирском транспорте. «Бенток» занимается поставкой и установкой оборудования систем контроля и внедрением систем персонального учета на базе пластиковых карт.

Можно отследить, какие маршруты рентабельны, а какие — коммерчески невыгодны, вести мониторинг пассажиропотока, увеличить количество машин на маршрутах в «часы пик»

Представители компаний, рекламируя свой проект, говорили о том, что переход на безналичную систему оплаты приносит сплошные плюсы: улучшается качество обслуживания населения города в сфере пассажирских перевозок, уменьшаются затраты на поддержку функционирования транспорта, увеличиваются сбора по оплате проезда за счет уменьшения человеческого фактора. Проще говоря, в единый процессинговый центр стекается информация о количестве льготников, воспользовавшихся правом проезда, можно отследить, какие маршруты рентабельны, а какие — коммерчески невыгодны, вести мониторинг пассажиропотока, увеличить количество машин на маршрутах в «часы пик», а также повысить собираемость выручки на 6-10 процентов, да и перевозчик получает деньги вперед за будущие поездки.

С транспортной карты со встроенным микропроцессором считывается информация и выдается документ о произведенной оплате за проезд с указанием остатка средств на карте. В автобусе или троллейбусе используются мобильные терминалы, которые считывают информацию с карты. При этом если человек редко пользуется общественным транспортом, он может купить обычный билет у кондуктора.

Как рассказали разработчики проекта, стоимость оснащения автоматизированного транспортного терминала на 150 транспортных единиц и обучения персонала составит около 10 миллионов рублей. Опыт работы ЗАО «Шанс» с «Башавтотранс» (город Мелеуз, Республика Башкортостан) показал, что все затраты по внедрению системы безналичной оплаты проезда в транспорте общего пользования окупаются в течение 8-10 месяцев. Насколько применим проект к Брянску?

Стоимость оснащения автоматизированного транспортного терминала на 150 транспортных единиц и обучения персонала составит около 10 миллионов рублей

«Город у нас особенный — в Брянске очень большая протяженность основных маршрутов пассажирских перевозок, — говорит замглавы горадминистрации по промышленности, транспорту, связи и потребительскому рынку Михаил Дриго. — Из-за этого возникает большое количество вопросов, связанных с далеко не оптимальной структурой транспортных потоков. Проект чрезвычайно интересен, поскольку он не только решает проблему безналичного расчета, но и дает возможность контролировать пассажиропоток, разрабатывать наиболее оптимальную структуру движения транспортных средств, решать вопросы перевозок льготных категорий граждан. К тому же проект инвестиционный.

Сегодня речь шла о том, что расчеты будут проводиться через единый процессинговый центр, который, в свою очередь, станет рассчитываться с транспортными предприятиями, строго учитывая количество перевезенных пассажиров. В этом смысле предложенная система решает вопрос не только взаиморасчетов, но и учета перевезенных пассажиров, выручки и компенсации за проезд льготных категорий граждан. Мне кажется, это наиболее удачное решение, которое есть сегодня. Кстати, практически вся Европа уже перешла на безналичные расчеты. Эта система давным-давно себя оправдала, ведь в современном мире основным средством оплаты являются не наличные деньги, а пластиковые карты».

У Брянска для перехода на смарт-карты есть время — три года как минимум

На вопрос, если электронные терминалы заменят кондукторов, сколько тогда человек останутся без работы, Михаил Дриго ответил, что «пока рано говорить об увольнениях». Первым этапом сотрудничества «Шанса» и городской администрации станет подписание протокола о намерениях, вторым — составление календарного плана выполнения работ. В любом случае, у Брянска для перехода на смарт-карты есть время — три года как минимум.