portfeli Контроль над субъектами малого и среднего бизнеса ослаблен, а ответственность крупных компаний — нарушителей свободного рынка ужесточена вплоть до уголовной. О новшествах в законе «О защите конкуренции» и втором антимонопольном пакете законов рассказала журналистам местных СМИ заместитель руководителя Брянского управления Федеральной антимонопольной службы России Нина Селянина в четверг, 20 августа.

Как известно законы действенны только тогда, когда соответствуют запросам времени. Действующая система экономики требует постоянных изменений в законодательные акты, корректировки их в чуткой зависимости от изменений потребностей государства. Так, с конца этой недели в России начнет действовать так называемый второй антимонопольный пакет законов, у которого есть свое четко оформившееся лицо. Среди характерных черт закона — защита интересов субъектов малого и среднего бизнеса.

Введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства сопровождалось поправками в УК РФ, которые вступят в силу в конце октября

К примеру, документ расширяет круг лиц, которым разрешено заключение договоров пользования государственным и муниципальным имуществом, одновременно он же продляет срок возможности заключения договоров на пять лет без участия в конкурсах. «Это большие преференции для предпринимательства», — отметила Нина Селянина. Кроме того, второй пакет дает и послабление контроля со стороны ФАС. Теперь требуется согласование со службой сделок не в три миллиарда рублей, а в семь, а уведомлять ФАС надо при сделке хозяйствующих субъектов с активами не в двести тысяч, а в четыреста. «Наши действия направлены на то, чтобы бизнес развивался спокойно», — подчеркнула замруководителя Брянского УФАС.

Помимо пряника в отношении малого и среднего бизнеса, закон имеет и кнут по отношению к зарвавшемуся крупному бизнесу: он предусматривает увеличение штрафных санкций (от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей) либо лишение свободы на срок до трех лет за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Интересно, что закон корректирует и определение последнего как установление и поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара, когда крупнейшая компания на рынке начинает диктовать свои условия и все остальные вынуждены под нее подстраиваться. Кстати, теперь контроль более 35% не считается доминирующим положением, как ранее, так как в мире такой нормы нет: субъект либо ограничивает конкуренцию, либо нет. Введение же уголовной ответственности сопровождалось поправками в Уголовный кодекс, которые вступят в силу в конце октября. «Крупные нарушители закона должны быть наказаны со всей строгостью, а другим на их примере пуст неповадно будет», — заметила Нина Селянина.

Нина Селянина: наши действия направлены на то, чтобы бизнес развивался спокойно

На вопрос о реализации старых и новых норм антимонопольного законодательства в Брянской области в руководстве ведомства рассказали, что крупные сделки в регионе уже совершены, а под пристальным контролем службы находятся сто хозяйствующих субъектов: естественные монополии в системе обеспечения газом, теплом и электроэнергией, а также связью и так называемые локальные рынки местных производителей хлебобулочных изделий, молочной продукции и т.п. «К примеру, общественный резонанс в прошлом году приобрела серия дел по картельному сговору, когда несколько заправок держали цены на одинаковом диапазоне. А совсем недавно было рассмотрено дело «Облгаза», который экономически необоснованно повышал цены на обслуживание газопроводов», — поделились в руководстве Брянского УФАС.