Секретами работы делятся лучшие менеджеры
- 0
Заместитель директора филиала ОАО «МРСК Центр» — «Белгородэнерго» по техническим вопросам — главный инженер Денис Ягодка и директор по управлению персоналом компании Людмила Дёмина стали победителями областного конкурса «Менеджер года — 2008».
Конкурс проводился правительством Белгородской области в целях распространения опыта эффективного управления, стимулирования перспективных руководителей предприятий и организаций, достигших наилучших показателей в сфере менеджмента. В нем приняли участие руководители ведущих промышленных и аграрных предприятий, банков, учреждений образования, здравоохранения, культуры. О секретах успешного руководителя рассказали победители.
— Денис Владимирович, какими навыками и умениями, по Вашему мнению, должен обладать современный топ-менеджер?
— Ответить однозначно на вопрос нельзя. Умения и навыки напрямую зависят от сферы деятельности, будь то производство, торговля или что-то еще. Работа менеджера — это работа с людьми. Нужно быть отчасти психологом, уметь не только выслушать человека, но и услышать его. Иначе, не так поймешь — не то сделаешь, примешь неверное решение.
Самое главное для топ-менеджера — уметь общаться с людьми и правильно ориентироваться в любой, даже самой сложной, ситуации, выдавать грамотные решения, не затягивая процесс их принятия. Топ-менеджер не может быть «один в поле воин», важно работать в команде, находя отклик в сердцах своих коллег и подчиненных. И, конечно же, знания менеджера могут быть полезными лишь в совокупности со знаниями той сферы, в которой он работает. Тогда гарантирован отличный результат.
В нашей компании — молодые руководители. Разница в возрасте составляет около пяти лет. И важно, что мы близки и по духу, это облегчает поиск единомышленника. Что касается принятия серьезных решений… С одной стороны, конечно, сложно, и чем больше вникаешь в суть, тем больше возникает вопросов. Но это жизненные ситуации, которые только прибавляют опыта.
— Как Вы считаете, насколько зависит работа компании в целом от деятельности топ-менеджера?
— Работа всей компании зависит не только от одного менеджера. Всегда есть коллеги, на которых можно положиться. И по большому счету любой успех, которого мы можем добиться, — это успех команды. Каким бы ты ни был гением, если тебя не поддержат коллеги, то есть ты не сможешь их убедить в том, что эта идея лучшая, ничего не выйдет. Поэтому когда мы работаем вместе, то добиваемся наивысших результатов.
— И как же сделать так, чтобы идея нашла поддержку у коллег? Только ли силой убеждения?
— Отнюдь. Это можно сделать по-разному. И кстати, именно так показывается уровень профессионализма! К примеру, административно: делать так, или так… Можно словом описать, чтобы человек понял, что это чуть ли ни его идея! Либо оперировать уже имеющимися аргументами или же доказать на каком-то примере. Как видите, способов много, и каждый менеджер выбирает наиболее подходящий в той или иной ситуации. Универсального, конечно, нет, но ведь важен результат, причем лучший.
— Денис Владимирович, есть ли какой-то секрет, на Ваш взгляд, в успешной работе руководителя? Может быть, есть какие-то особенности?
— Считаю, что нет ни секретов, ни особенностей. Успешная работа — это сочетание в человеке определенных качеств и способностей, в том числе умение работать в команде, не сторониться нововведений и идти в ногу со временем. Многое, конечно, зависит от коллектива. По статистике, лидерами могут быть 10-15% людей, еще 10-15% могут взять на себя ответственность в том случае, если попадут в вынужденную или экстремальную ситуацию, а порядка 70% не обладают ярко выраженными качествами лидера и останавливаются на определенной ступени. Здесь играет роль склад характера. Однако я убежден, что каждый человек находится на своем месте, где вполне может реализовать себя.
— Есть такое понятие как «эффективное управление»… Прокомментируйте, в чем его суть, и как достичь наилучших показателей в сфере менеджмента?
— У каждого есть свое понимание понятия «эффективное управление». Если в двух словах, как правило, это минимальные затраты ресурсов и максимальные результаты. Ресурсами являются и материальные, и финансовые, и человеческие… То есть это все то, с чем работает управленец: сделать так, чтобы у людей было затрачено минимум времени, минимум финансов, сил и так далее. Иными словами, добиться планируемого результата. В качестве примера можно рассмотреть переход филиала ОАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго» на двухуровневую систему управления — это один из шагов к эффективному управлению. Для чего? Благодаря переходу мы увидели многие недоработки, которые сейчас устраняем.
— Если подвести некий итог Вашей работы в компании за определенный период (к примеру, последние год-два), какие удачные решения или проекты были воплощены в жизнь?
— Именно моей — сказать трудно… Компания — организм большой. К примеру, проект внедрения АИИСКУЭ бытового сектора, которая обеспечит точность расчетов энергетиков с потребителями и позволит значительно снизить величину коммерческих потерь электроэнергии. Это результат труда районов электрических сетей, департамента транспорта электроэнергии, тех, кто занимается строительством, и тех, кто сопровождает процесс с технической стороны.
Также реализуется программа по ликвидации возникших в связи с технологическими присоединениями новых потребителей и ростом нагрузок дефицитов мощности на объектах 35-110 кВ. Реконструировано более тысячи километров распределительных сетей и так далее. В этом году мы подошли к вопросу автоматизации сетей 10-0,4 кВ, что позволит решить вопросы «Какое напряжение у потребителя?», «Какие нагрузки?», обеспечить резервирование электроэнергии, а также многое-многое другое. И конечно, это все — работа команды, каждый из членов которой ведет определенный фронт работы.
— Несколько слов о перспективах и планах на будущее: строительства, реконструкции, ремонты…
— Что касается перспектив, то в планах компании — автоматизация диспетчерского управления, транспорта электроэнергии, оптимизация и автоматизация задач управления бригадами, ремонтами. Также это создание и внедрение технологий по управлению активами, которое уже в настоящее время идет быстрыми темпами. Планируем продолжить работу по модернизации баз районов электрических сетей в части улучшения бытовых условий и обновления спецтехники.
— Как Вы считаете, насколько актуален вопрос повышения уровня подготовки управленческих кадров? Как Вы оцениваете участие в конкурсе: плюсы и минусы?
— Подготовкой управленческих кадров, считаю, надо заниматься. Нужно учить работе в команде, ориентироваться в сложившейся ситуации. Программы подготовки менеджеров, безусловно, дело хорошее и нужное. Это полезная информация, которая дает знания. Но в то же время знания без применения на практике бесполезны. Поэтому в каждой компании должен быть подготовленный резерв специалистов по должностям и специальностям. У нас должны быть люди, которые компетентны и достаточно обучены. Что сказать о конкурсе?.. Приятно, конечно, что мы выиграли. Более того, считаю, что такого рода соревнования полезны. А по поводу участников могу сказать, что все они — достойные и сильные руководители, поэтому участие было вдвойне приятно.
— Людмила Александровна, скажите, что представляет собой работа менеджера по персоналу?
— Что является главным в большой компании? Естественно, ее персонал. Насколько он будет квалифицированным и успешным, настолько и будет удачна работа организации. Менеджер по персоналу должен обеспечить эффективность труда человеческого ресурса. Он вовремя заботится о количестве нужного персонала, о его развитии и мотивации. Стимулирование и удержание — две функции, которые в последнее время становятся приоритетными для большинства компаний. Структура организации, ее интересы, связи в первую очередь передаются через специалиста по персоналу, который встречает, адаптирует сотрудников и постоянно взаимодействует с ними. Технология работы допускает проведение селекции, аккумулирования в организации только эффективных сотрудников, позволяет тратить ресурсы компании с максимальной отдачей. Мы должны понимать, куда вкладывать инвестиции: кого-то из сотрудников поддержать, кого-то обучить и так далее.
— Каковы основные задачи и функции менеджера по персоналу?
— Основной задачей менеджера по персоналу является создание оптимального механизма управления персоналом, обеспечивающего комплексный подход в решении задач и эффективного использования человеческого фактора в соответствии со стратегией развития компании. В ведении менеджера по персоналу вопросы подбора, адаптации сотрудников, формирование приверженности к корпоративным идеалам и снижение текучести кадров. Есть и другие направления, которые также курирует менеджер: подготовка специалиста к работе в новой должности (с привлечением опытного наставника), повышение квалификации и обучение без отрыва от производства, работа с молодыми специалистами и выпускниками учебных заведений. Кроме того, сюда же можно отнести формирование кадрового резерва и определение перспектив карьерного роста резервистов на ключевые должности.
— А как оценивается деятельность менеджера по персоналу?
— Думаю, что хорошая оценка — это отсутствие каких-либо конфликтных ситуаций. Программы по оптимизации численности должны проводиться корректно в соответствии со структурными изменениями, не ущемляя интересов ни работника, ни работодателя. Работа с персоналом — это работа не одного человека, а целой команды: от специалиста до руководителя предприятия. Когда взаимодействие максимально слаженное и направлено на четкое выполнение определенных задач, тогда все получается.
Что касается моей работы, то, к примеру, в прошлом году было закрыто много вакансий, проведена большая работа с кадровым резервом. Благодаря этому вновь появляющиеся вакансии на ключевые должности закрывались в кратчайшие сроки. Показательным является стремление сотрудников к продвижению по карьерной лестнице: у нас есть возможность профессионального роста. Большинство сотрудников в течение 2008 года прошли специальное обучение.
Уделяется особое внимание профориентационной деятельности. Ежегодно предприятие открывает двери для студентов энергетических специальностей из различных вузов страны. Они проходят производственную практику, а лучшие из ребят приглашаются в компанию на постоянную работу. В прошлом году ряды «Белгородэнерго» пополнили 13 выпускников Белгородского государственного технологического университета, Ивановского государственного энергетического университета, Губкинского филиала Московского государственного открытого университета и Новочеркасского политехнического университета.
— В чем секрет успеха работы менеджера и как правильно рассчитать свое время?
— В соблюдении тонкого баланса между интересами руководства и персонала трудно угодить всем. Правильная, слаженная работа коллектива, нацеленная на достижение высокого результата, взаимодействие с руководством — в этом и состоит весь секрет. Чувство локтя, уверенности должно присутствовать всегда в коллективе. Рост ежедневно получаемой информации — одна из проблем современной действительности. В этих условиях исключительное значение приобретает управление таким неосязаемым и невосполнимым ресурсом, как время.
От нынешнего менеджера требуется самостоятельность в принятии решений, умение спланировать свою трудовую деятельность, расставить приоритеты в условиях ограниченных временных ресурсов. Поэтому сегодня одной из основополагающих компетенций персонала стало умение эффективно организовывать время, согласовывать свои действия с поступками окружающих для выполнения поставленных задач.
— Расскажите подробнее о конкурсе «Менеджер года — 2008». Как готовились к нему?
— В «Белгородэнерго» поступило приглашение на конкурс от областного оргкомитета. У нас были определенные достижения, положительные результаты. В прошлом году мы провели большую работу по развитию компании, переходу на двухуровневую структуру управления, разработали много предложений по мотивации персонала. Одним словом, было что показать. На конкурсе были представлены различные номинации. Я представляла номинацию «Управление персоналом». Судейской коллегии предлагалось оценить эффективность работы с персоналом «Белгородэнерго», уровень образования и профессионализма сотрудников, работы с молодежью, профориентационной деятельности.
— Каковы Ваши будущие цели в плане управления персоналом?
— Как обычно, это привлечение грамотных специалистов с целью пополнить кадровый резерв. Продолжить работу, направленную на привлекательность компании, постоянно заниматься повышением уровня квалификации работников, способствовать их развитию, карьерному росту. С этой целью будут совершенствоваться институты наставничества.
Совершенствование системы мотивации, чтобы «Белгородэнерго» продолжало оставаться наиболее привлекательным предприятием. Пока нам удается не растерять ценные кадры. Руководителям по направлениям эти вопросы, естественно, тоже не безразличны. Они всегда помогают, рассматривая предложения по системе мотивации персонала. Ну и, конечно же, стараемся привлечь новые кадры в «Белгородэнерго». Ближе к осени к нам приедут шесть выпускников Воронежского государственного технического университета и семнадцать — Ивановского государственного энергетического университета. Все они будут трудоустроены в компанию.
— Что бы Вы хотели пожелать молодым специалистам, только начинающим свой трудовой путь?
— Начинающим энергетикам я бы пожелала, чтобы они всегда могли реально оценивать свои возможности, верили в то предприятие, где работают, были его достойными представителями. Ну а менеджерам — ставить перед собой высокие цели и непременно их реализовывать во взаимосвязи с теми, кто находится в рядах компании.