pensiya.jpg Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года одобрило Правительство Российской Федерации в октябре 2008 года. В ней предусматривается существенно увеличить в ближайшие годы размеры пенсий нынешним пенсионерам, отменить единый социальный налог и вернуться к системе страховых взносов. Дополнительное пенсионное страхование будет развиваться на добровольных началах.

Социальные пенсии — до прожиточного минимума

Правительством РФ была принята Программа антикризисных мер на 2009 год, в которой предусматривалось реализовать в 2009 году ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 рубля в конце года). Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, или на 25,3% сверх роста цен. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен. Реализация этих планов уже началась.

Повышение базовой части трудовых пенсий в 2009 году проводится в два этапа: с 1 марта — на 8,7% (уже проведено) и с 1 декабря — на 26,5%. Возможно, что при повышении инфляции размер увеличения базовой части пенсии с 1 декабря может составить 31,38%. Основная цель при этом — обеспечить с 1 декабря 2009 года средний размер социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера.

Откладываем тысячу, а получаем две

В 2009 году началась реализация Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Суть новшества проста: кто хочет получать пенсию больше установленной нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тот должен дополнительно откладывать деньги из собственной зарплаты на свой лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) еще задолго до выхода на заслуженный отдых. В этом случае к каждой тысяче рублей, которую гражданин перечислит, государство прибавит, т.е. профинансирует, столько же, но не более 12 тысяч рублей в год.

Действовать программа софинансирования пенсионных накоплений будет десять лет. Присоединиться к ней граждане могут в течение пяти лет, с 2008 по 2013 годы. Если гражданин присоединился к указанной программе сразу, т.е. в 2008 году, то в течение десяти лет он получит от государства пенсионную прибавку в 120 тысяч рублей при условии, что дополнительные взносы гражданина составят не менее 12 тысяч рублей в год.

Когда тысяча умножается на четыре

Застрахованные лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины 60 лет и женщины 55 лет), не обратившиеся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, могут участвовать в софинансировании на более льготных условиях. В этом случае на их добровольные отчисления государство будет добавлять из расчета на каждую тысячу рублей, перечисленную указанными лицами, четыре тысячи рублей, но не более 48 тысяч в год.

Кроме того, дополнительные взносы за граждан могут отчислять из собственной прибыли и их работодатели. В этом случае платежи работодателя до 12 тысяч рублей в год будут освобождены от единого социального налога, налога на прибыль и подоходного налога. Одновременно, чтобы рост цен не уменьшил покупательную способность этих пенсионных отчислений, они будут инвестироваться по той же схеме, что и страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, т.е. через размещение этих накоплений по желанию граждан в управляющих компаниях либо в негосударственных пенсионных фондах.

Что такое валоризация

В мае 2009 года Правительство РФ подготовило и внесло в Государственную Думу новые законопроекты о поправках в пенсионное законодательство. Одним из них предусматривается введение системы повышения денежной оценки ранее сформированных пенсионных прав, приобретенных к началу экономических реформ в стране.

С 1 января 2010 года увеличивается денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, на 10 процентов и повышаемых на 1 процент за каждый год работы до 1 января 1991 года. Это увеличение, или, как его ещё называют, валоризация (дословно: «Государственные меры по повышению денежной оценки чего-либо»), носит разовый характер, в основном касается тех людей, у кого советский трудовой стаж составлял 30-40 лет, кому сейчас около 70 лет и более. По существу, это возврат долгов старшему поколению, не выполненных на первом этапе пенсионной реформы. По расчетам специалистов размер возможной прибавки составит от полутора до двух тысяч рублей.

Что касается каждого пенсионера конкретно, то следует иметь в виду, что оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года была произведена в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года. Результаты оценки по каждому работающему (застрахованному) и пенсионеру имеются в территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Предлагается также аналогично пересчитать размер пенсионного капитала и всем работающим, кто еще не достиг пенсионного возраста, но имеет трудовой стаж до 2002 года.

Примерные расчетные данные от валоризации в 2010 году

Численность пенсионеров,

чел.

Средневзвешенная прибавка

от валоризации, руб.

Расход на группу,

млрд. руб.

Вышедшие на пенсию до 2002 года
Всего 20 674 963 1 431 355,1
В том числе в возрасте:
до 50 1 394 381 209 3,5
51–60 1 713 450 738 15,2
61–70 6 053 400 1 313 95,3
71–80 8 141 954 1 648 161,0
81–90 3 055 192 1 732 63,5
91–100 316 587 1 733 6,6
Вышедшие на пенсию в:
2002 1 409 606 1 007 17,0
2003 1 421 204 865 14,7
2004 1 707 240 871 17,8
2005 1 721 198 937 19,4
2006 1 730 930 845 17,6
2007 1 824 842 902 19,8
2008 1 905 620 754 17,2
2009 2 033 906 742 17,8
2010 2 100 617 499 12,6
Всего 36 500 126 1 139 499,1

Страховые взносы возвращаются

Другим законопроектом предусматривается осуществить переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы. Единый социальный налог упраздняется, и возвращается система уплаты каждым работодателем страховых взносов. Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд увеличивается с 2011 года с 20 до 26 процентов от фонда оплаты труда.

Переход на новую модель формирования доходов Пенсионного фонда создаст условия для того, чтобы снизить объем дотаций из госбюджета в бюджет Пенсионного фонда. В противном случае к 2020 году уже более 80 % бюджета ПФР будет формироваться за счет федерального бюджета. Другими словами, пенсия утратит свой страховой характер и превратится в социальное пособие.

Предлагаемые изменения в порядок формирования бюджета ПФР являются своевременными. Председатель Правления ПФР Антон Дроздов неоднократно подчеркивал, что «мировой финансовый кризис не помешал Пенсионному фонду закончить 2008 год в плюсе», на 2009 год прогноз также оптимистичный. «У ПФР будет достаточно средств для выплаты пенсий и пособий. Сбоев в выплатах не будет», — утверждает он. В настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы в соответствии с ранее намеченными планами.