yakushevskiy.jpgГлавный управляющий директор ОАО «Брянские коммунальные системы» Вячеслав Якушевский руководит восьмитысячным коллективом, от которого напрямую зависит «тепло и свет» в наших домах. Что такое для коммунальщика «жаркая зима», а для потребителя — «Коммунальная весна» читайте в интервью «Нашему Брянску».

— Вячеслав Иванович, как прошел этот отопительный сезон? Были ли аварии?

— Для понимания сути проблемы сначала нужно определить, что такое авария. У нас,

технарей, есть градация всех технических катаклизмов: есть катастрофа — с огромными человеческими жертвами, есть авария, есть технологический отказ, есть инцидент. Классификацией занимается Ростехнадзор и МЧС, поэтому, когда в прошлом году тогдашний глава городской администрации сказал, что в городе было 262 аварии, он, мягко говоря, преувеличил… Только по всей России в прошлом году аварий в сфере ЖКХ было 11, такие цифры приводились на всероссийском селекторе. У нас же аварий не было, были только инциденты и технологические отказы. С их устранением мы справились за время, отведенное нормативными актами. Например, для потребителя третьей категории допускается перерыв в подаче электроснабжения на сутки, это отмечено в договоре с ним. Для первой категории потребителя (скажем, это хирургическая операционная) такой перерыв возможен только на момент переключения автоматики на резервное питание — а это доля секунды.

Только по всей России в прошлом году аварий в сфере ЖКХ было 11, такие цифры приводились на всероссийском селекторе. У нас же аварий не было, были только инциденты и технологические отказы.

— А что касается теплового обеспечения?

— По теплу несколько иные нормы, сами понимаете, что зимой за несколько минут раскопать мерзлый грунт, сварить место повреждения и снова закопать, не так-то просто. Но надо сказать, что у нас технологических отказов, повлиявших на качество теплоснабжения и энергоснабжения, не было. Были незначительные порывы, утечки…

— Как реагирует БКС на жалобы потребителей?

— В начале отопительного сезона по инициативе департамента ТЭК и ЖКХ начинает работать специальная диспетчерская служба, и у нас есть телефоны горячей линии, чтобы была обратная связь с потребителем. Для нас обращения жителей важны для того, чтобы полностью владеть информацией, «подпитываться» ею и более оперативно реагировать.

— И все же, по сравнению с прошлыми годами, можно считать минувший отопительный сезон удачным?

— По совокупности поступивших от потребителей звонков, по вине всех служб в начале этого отопительного сезона было меньше неполадок по сравнению с прошлым годом. Все службы начинают поворачиваться лицом к жилищно-коммунальному хозяйству, к внутренним сетям. 8-10 декабря в юго-западных районах области были форс-мажорные обстоятельства из-за сильных порывов ветра, обледенения на проводах. Мы справились быстро, систему не разморозили, согласованно действовали с «Брянскэнерго». Люди работали круглосуточно, было организовано горячее питание.

— Насколько широка география присутствия БКС по области?

— Наши подразделения обслуживают котельные практически по всей области, кроме Жуковского района. Два обособленных подразделения БКС работают на территории областного центра, в Сельцо, Выгоничах, Дятькове, Карачеве. Каждое из восьми структурных подразделений обхватывает по несколько районов области. Всего мы обслуживаем 424 котельных, 740,2 километров тепловых сетей (в двухтрубном трубном исчислении), 40 тепловых пунктов, более 10 тысяч километров линий электропередач, в том числе: ЛЭП-0,4 кВ — 7726 километра; ЛЭП-6 кВ — 1858 километров; ЛЭП-10 кВ — 654 километра, 2468 трансформаторных подстанций. У нас два вида бизнеса — электроснабжение и теплоснабжение. Подведомственные нам электрические сети есть только в райцентрах и городах областного подчинения, в селах это уже сети «Брянскэнерго» — так сложилось исторически. Электроснабжение областного центра — тоже наша зона ответственности, кроме глубоких вводов на предприятия. Что касается тепла, то тут ситуация такая: если брать отдельно взятое муниципальное образование, на его территории находятся котельные, принадлежащие муниципалитету (в школах, больницах) и находящиеся в областной собственности, которые обслуживаем мы.

В городе Брянске есть котельные и областной собственности, и муниципальной, и ведомственные котельные, которые работают от предприятий. Последние доставляют больше всего головной боли: предприятия, что называется, «бросают» котельные.

В Брянске есть котельные и областной собственности, и муниципальной, и ведомственные. Последние доставляют больше всего головной боли: предприятия их «бросают».

— В городе таких бесхозных котельных много?

— Совсем недавно в городской администрации было совещание по котельной 111 завода, которая отапливает жилой фонд из 13 домов. Де-факто, завод – банкрот. Сейчас власти определяют, как общими усилиями поправить ситуацию, изыскивают источники финансирования, рассматривают проекты строительства новой котельной.

— Как складываются отношения с партнерами по рынку коммунальных услуг? Имеем в виду частные управляющие компании, непосредственно с вами работающие, не секрет, что в последнее время возникали конфликтные ситуации…

— Создание управляющих компаний сейчас активизировано, потому что поддержка федерального центра, то есть выделение денежных средств на ремонт ветхого жилья, оказывается непосредственно жилищным организациям. Но при условии, что это частная управляющая компания, а не МУП. Поэтому, чтобы получить как можно больше федеральных денег, никто не возражал против создания управляющих компаний. Создавались УК не на ровном месте, по сути дела «вотчина» МУПа была поделена на части: это будет УК, это ТСЖ. Все эти вновь созданные организации стали работать «с нуля», но МУПы остались нам должны 35 миллионов за поставленное тепло.

— Получается, долги МУПов «повисли» на вас?

— Мы, конечно, сопротивлялись, говорили, что заключим договор с УК, если этот сектор населения расплатится. Обрушить долг в 35 миллионов на нашу организацию несправедливо. Разбирательства длились долго, мы даже судились с тем, чтобы долги не повисли на нас. Относительно сегодняшних задолженностей — то они получаются из-за того, что в ряде случаев управляющие компании ведут себя непорядочно. Отказываются заключать договоры, вину за все нарушения в энергоснабжении сваливают на поставщика. Пытаются замкнуть все денежные потоки на себя, не гарантируя их прозрачности: собирают с населения большие деньги, а платежи за поставленные услуги не проплачивают.

— Как решаются проблемы с долгами?

Управляющие компании ведут себя непорядочно: собирают с населения большие деньги, а платежи за поставленные услуги не проплачивают.

— Проблема в том, что мы поставляем населению тепло 7 месяцев в году, остальное время — только горячую воду. Население платит нам одинаковую сумму каждый месяц, так мы растягиваем нагрузку на год. По сути, мы зимой отгрузили тепло на определенную сумму, а деньги за него в полном объеме получим уже после лета, когда народ проплатит. Именно потому мы и проводили акцию «Коммунальная весна», чтобы часть денег получить сейчас, когда они нам важнее и нужнее для подготовки к отопительному сезону.

— Что можно сказать по итогам «Коммунальной весны»? Что дала акция?

— Самое главное, что люди нам поверили, что мы никакие не жулики, хотя финансовый результат акции мог бы быть и больше. Люди присматриваются, потому что много обмана в нашей жизни. Возможно, в следующем сезоне мы предложим потребителю какую-нибудь подобную акцию.

— Кризис как-то касается компании?

— Естественно, мы ощущаем, что немножко похуже стали платить предприятия, да и население. Но самое главное, мы столкнулись с трудностями кредитования в банке. Причины там разные, но для нашей деятельности кредитование — нормальный производственный процесс. В бизнес-планировании у нас все расписано: в том числе и плановое кредитование. И если возникают трудности с получением кредита, мы начинаем уже в чем-то себе отказывать. В остальном — у нас все нормально, мы не сократили ни одного человека, не перешли на укороченный рабочий день, и зарплату не уменьшили ни на один рубль.

В кризис мы ощущаем, что немножко похуже стали платить предприятия, да и население. Но самое главное, мы столкнулись с трудностями кредитования в банке.

— Сейчас многие стремятся перейти на счетчики, насколько это перспективно?

— Счетчик — это весы по отгрузке нашей продукции, если его нет, то мы начинаем считать по формулам и нормативам. Некоторые полагали, что БКС их обсчитывает, думали: вот поставим счетчики и значительно выиграем. Но оказалось, что это не везде так. Даже факты вандализма замечаем — умышленного вывода из строя счетчиков. Это, конечно, касается не отдельно взятой квартиры, а юридических лиц. Хотелось бы, чтобы счетчики стояли везде, потому что сейчас у нас система учета потребленной и потерянной энергии несовершенна. Мы не знаем, сколько «потребил» отдельно взятый жилой дом. Для этого необходимо единомоментно списать показания всех счетчиков. А это практически не реально, потому что невозможно застать всех проживающих одновременно дома. Поэтому расчеты ведутся из той суммы, которую проплатили, а на самом деле объем оплаченной энергии не всегда соответствует объему поставленной.

У нас реализован инвестпроект по внедрению системы АСКУЭ: выбрали 408 домов, поставили счетчики на вводах в многоквартирные дома — это коммерческий и технический учет для себя и для потребителей. Вообще же установка счетчиков перспективное направление: мы за учет и в электроэнергии, и в тепле.

— А в целом, каковы планы и перспективы компании на следующий год?

— В наших планах в рамках инвестиционных проектов модернизировать схемы электротеплоснабжения, провести реконструкцию, построить новые объекты, подстанции, линии электропередач, заменить ветхие сети с тем, чтобы повысить надежность и качество напряжения.

В планах модернизировать схемы электротеплоснабжения, провести реконструкцию, построить новые объекты, подстанции, линии электропередач, заменить ветхие сети с тем, чтобы повысить надежность и качество напряжения.

Успех нашей деятельности во многом зависит от добросовестности и платежеспособности наших потребителей. Если на заводе или у организации нет работы, доходов, то задолженность нам начинает накапливаться. Однако мы надеемся на лучшее, и уверены, что мы сработаем. Спрос на нашу продукцию был, есть и будет — никто не откажется от тепла, всем нужна электроэнергия. У нас сбыт гарантирован.

Если цены на газ, воду, электричество не будут резко расти, то все будет зависеть от наших внутренних ресурсов: сокращай затраты, оптимизируй производство, и у тебя бизнес будет успешным. В целом, несмотря ни на что, мы работаем безубыточно третий год!