sevsk-kaski.jpg Первый этап «Вахты Памяти Брянской области» был проведен в Трубчевском районе с 25 апреля по 5 мая. Организаторами этой акции выступили Брянское региональное отделение партии «Единая Россия», ветеранская организация «Боевое Братство» и поисковое объединение «Возрождение». За одиннадцать дней поисковики нашли останки 108 воинов Красной Армии и мирных жителей, зверски замученных немецко-фашистскими захватчиками. 5 мая прах казненных со всеми воинскими, гражданскими и духовными почестями упокоился на гражданском кладбище Трубчевска. Кроме того, согласно утвержденному плану работ, в рамках первого этапа «Вахты Памяти» поисковыми группами были проведены полевые разведки в Севском, Жирятинском, Стародубском и Комаричском районах.

Оказавшись без прикрытия на конопляном поле, наши воины приняли неравный бой. Некоторые попали в плен. Тела красноармейцев местные жители стянули в воронки от снарядов и присыпали землей

Так, в Севском районе полностью подтвердилась информация жительницы села Новоямское, которая рассказала о бое, происшедшем осенью 1941 года у шоссе Москва — Киев. По ее словам, к дороге направлялось подразделение советских солдат, и вдруг появились немецкие танки и мотоциклисты. Оказавшись без прикрытия на конопляном поле, наши воины приняли неравный бой. Некоторые попали в плен. Тела красноармейцев местные жители стянули в воронки от снарядов и присыпали землей.

Поисковики — в группу входили ребята из отрядов «50 Армия» Брянска, «13 Армия» Трубчевского района и «65 Армия» Севского района — с помощью щупов и приборов быстро определили место сражения. При проведении эксгумации были найдены тела 29 солдат, у которых обнаружены около двадцати медальонов, сообщили в исполкоме БРО ВПП «Единая Россия».

Восемь из них были деревянными, один металлический, и это не оставляло шансов на прочтение записок. Два были повреждены осколками, три — пустыми, однако информацию из пяти остальных удалось получить полностью. Выяснилось, что у села Новоямское Севского района смертью храбрых погибли красноармейцы пятого мотострелкового пулеметного батальона 42-й танковой бригады. Среди них:

Юпатов Петр Владимирович, 1908 г.р., Калининская (Тверская) область;

Ключенков Михаил Васильевич, 1916 г.р., Пензенская область;

Дыленков Петр Григорьевич, 1919 г.р., Смоленская область;

Самойлов Валентин Викторович, 1922 г.р., Горьковская (Нижегородская) область;

Шибилкин Дмитрий Леонтьевич, 1906 г.р., Московская область.

Все они до сих пор числились без вести пропавшими.

Выяснилось, что у села Новоямское Севского района смертью храбрых погибли красноармейцы пятого мотострелкового пулеметного батальона 42-й танковой бригады

Глава Новоямского поселения Виктор Борисков показал поисковикам место гибели еще одного солдата и передал его медальон. На кусочке бумаги, вырезанной из карты, карандашом было написано: «Гв.сержант Головков Иван Михайлович 2 гсб 109 гсп 37 кгсд». Сразу же было установлено, что этот воин погиб в августе 1943 года при освобождении Севского района. Буквально за считанные дни поисковики выяснили, что у Валентина Самойлова живы две сестры — Нина и Софья, две дочери и сын рядового Дмитрия Шибилкина из города Павловский Посад Московской области. Сейчас ведется поиск родственников остальных солдат.

Не менее удачной стала разведка в Жирятинском районе. Благодаря жительнице села Морачево Анне Афанасовой и школьникам поисковики у села Княвичи обнаружили неучтенное санитарное захоронение девяти советских солдат. При проведении работ найдены пять смертных медальонов. В двух сохранились хорошо читаемые записки:

«Домашний адрес. Калининская обл. Лесной р-н, Костыговский ссов., д.Бродыгино. Петров Василий Петрович. Передать по етому адресу Петровой М.И.;

«Красноармеец Белявин Петр Леонтьевич. Сообщить: Калининская обл., г.Калинин, Кировский поселок, 2-я ул, д.8, кв.2. Белявиной (Галине или Полине) Тимофеевне. Родные: Отец: Белявин Леонтий Михайлович. Мать: Белявина Пелагия Федотьевна. Красноармеец Белявин Петр Леонтьевич VIII 10 - 1941г.».

Согласно данным архива Министерства обороны РФ, это военнослужащие 3-го взвода пулеметной роты 1028-го стрелкового полка 260-й стрелковой дивизии 50-й Армии Брянского фронта, погибшие 2-3 октября 1941 года, и до сих пор числящиеся без вести пропавшими.

Советские воины бились до последнего. Сейчас ведется работа по поиску родственников красноармейцев в Тверской области, а также розыск списка личного состава 3-го героического взвода

По крупицам удалось установить историю их гибели. Согласно отчету командира 1028-го полка, весь день 2 октября наши воины героически сдерживали атаки фашистов у реки Росторог, но после того, как 3 октября немцы заняли Пашково, Павловичи и ударили во фланг соединению, 1028-й полк начал отход. Видимо, чтобы задержать противника, на высотах у бывшей деревни Грицово и был оставлен 3-й взвод пулеметной роты. Судя по десяткам гильз в трех найденных поисковиками пулеметных точках, советские воины бились до последнего. Сейчас ведется работа по поиску родственников красноармейцев в Тверской области, а также розыск списка личного состава 3-го героического взвода.

Были определены и неучтенные места захоронений воинов 60-й дивизии, павших у реки Усожа в марте 1943 года. Немало для этого сделал комаричский врач Виктор Пономарев, основной целью которого является возрождение поискового движения на Комаричской земле.

Интересные сведения были получены и в Стародубском районе. По рассказу очевидца, в августе 1941 года фашисты начали переправляться через реку Снов. Чтобы ликвидировать прорыв, командование бросило против закаленных в боях в Европе головорезов роту только что мобилизованных солдат. Не успев даже получить обмундирование, в кепках и пиджаках, с одними винтовками, они бросились в бой. Задачу выполнили: более тридцати гитлеровцев были уничтожены, но и сами легли почти полностью. Место этого боя поисковики обещали найти. «Вахта Памяти» Брянской области» продолжается.