Игнат Фокин — человек-легенда уездного города
- 0
Сейчас мало кто из жителей Брянска и Брянской области знает, кто такой Игнат Фокин. В 90-е годы о нем вспоминали все меньше, а в 2000-е забыли вовсе. Между тем в 2009 году человеку, чьим именем названо с десяток городских объектов, грядет двойной юбилей – в декабре ему исполняется 120 лет со дня рождения, а в апреле – 90 лет со дня смерти. В советское же время Игнат Фокин для брянцев был не иначе как культовой фигурой. Его имя было увековечено в названии одного из четырех районов города Брянска, одной из центральных улиц города, двух переулков и двух памятников – в Фокинском районе у ДК железнодорожников и в Советском районе в сквере его же имени. Назван в честь пламенного революционера, главы местной власти в 1917-1919 годах Игната Фокина и город в Дятьковском районе.
Родившись в 1899 году в Киеве и проведя молодость в Людиново Калужской губернии, свои последние и самые яркие годы жизни Игнат Фокин связал с Брянским краем, перевернув своей волей и энергией не многим ни малым как всю историю двадцатого века. Ко всему прочему, именно ему Брянщина обязана тем, что стала отдельной административной единицей: подготовительная работа по выделению Брянской губернии из Орловской началась уже в начале 1918 года (а завершилась – после смерти Фокина в 1920 году). Звезда революционера-подпольщика взошла весной 1917 года, когда он вернулся в Брянский край из ссылки. Интересно, что как и до возвращения Ленина в Петроград в апреле 1917 года леворадикальное крыло партии российских социал-демократов было серым и слабым, так и в Брянске никто не представлял себе кто такие большевики. Никто иной, как Игнат Фокин организовал брянских большевиков в отдельную самостоятельную силу, планомерно поведя борьбу за власть с меньшевиками и эсерами, которые здесь были гораздо более популярны.
Одним из немногих по всей тогда еще Российской империи Фокин выступает в поддержку кажущихся безумными тезисов Ленина о том, чтобы передать всю власть советам. Фокин умеет говорить красиво, ярко, образно. Еще бы — ведь он — единственный в уезде революционер с опытом — сказывается самообразование — чтение политлитературы в ссылках. Его интеллектуальный уровень сильно выделяется на общем фоне местных большевиков, которые, в большинстве своём, имели 3-х, 4-х классное образование. Он же однозначно признается и главным оппонентом против соперников — в том числе благодаря присущей ему силе убеждения. Признается настолько, что его коллеги по партии, преподносят ему в сентябре 1917 именной кожаный портфель (который, кстати, хранится в Брянском краеведческом музее на выставке имени Игната Фокина). Да и утверждения о нем как бойце-идеологе — не голословны — именно под его руководством проходило подавление крупнейших за всё время Гражданской войны — так называемых контрреволюционных выступлений ( одним из них стал эсеровский мятеж в Фокинском районе Брянска) лета 1918-го и весны 1919 года. Согласно ряду воспоминаний, большинство из них Фокину удалось усмирить бескровно, путем призывов и речей: он выходил к оголодавшей, разъяренной толпе и говорил с ней — обещал и успокаивал.
Организатора и идеолога высокого уровня — Фокина ценили как в губернском центе Орле, так и в Петрограде и в Москве. Ему не единожды предлагали, как бы сейчас сказали, карьерный рост, но он оставался работать в милом его сердцу рабочем городе Брянске. Однако развивать дело социализма пришлось уже не ему. По дороге с Восьмого съезда партии, Игнат Фокин подхватил распространенный в то страшное время тиф и ушел из жизни 13 апреля 1919 года, не прожив и тридцати лет. В тот же день его соратники по партии решили увековечить имя товарища. Созванное в день похорон экстренное заседание уисполкома приняло решение об увековечении его памяти через следующие мероприятия: «похоронить Фокина в Васильевском парке в месте первых жертв революции в Брянске, заложить дворец имени Фокина и назвать его именем университет, поставить ему два памятника, переименовать улицу бывшую Старособорной в улицу имени Фокина». Сказано — сделано и тогда главная улица уездного города, продолжала носить имя Фокина до 1967 года, когда была поделена на проспект Ленина и улицу имени Дуки. Ну, а посёлок Льговский, примыкающий к Брянску, был переименован в Фокинский еще 30 мая 1921 года, позднее став одним из районов Брянска.
Были открыты и оба памятника: брянский на могиле Фокина (в сквере имени Фокина на нынешней Славянской площади — по завершению смуты периода Гражданской войны в августе 1922 года, а еще и Людиновский (ныне в Калужской области) — в 1925 году. Удалось назвать и вуз — его имя с начала 1930 года носил Бежицкий машиностроительный институт (БИТМ, а ныне БГТУ).
Сами похороны Игната Фокина собрали по разным данным около или даже более двадцати тысяч человек (на тот момент это почти все население города Брянска!), став невиданным событием в жизни уезда. Серия откликов на смерть Фокина вообще прокатилась по всему Брянскому уезду. На съезде же представителей сельсоветов Снопотской волости Фокин называется «одним из защитников трудящихся масс Брянского уезда», «путеводной звездой Брянского уезда, безвременно сошедшей с своего поста в могилу». Имя Игната Фокина постепенно становится доступно массам в качестве образа идеального местного руководителя. В групповом сознании партийно-государственной элиты образ Игната Фокина становился критерием, мерилом преданности делу революции, партийной и губернской службы.
Осознавая слабую осведомленность населения новой Брянской губернии, губистпарт откровенно заявил в сборнике памяти Игнату Фокину 1922 года издания, что «популяризацией истории жизни и деятельности тов. Фокина мы должны заняться и на фабрике, и в волости, и в городе и в деревне». Открывая второй из запланированных памятников вождю в Людинове в 1925 году, власти Брянской губернии к 7 ноября выпустили кружки с изображением нового памятника и с надписью «Изготовлена в честь открытия памятника Игнату Фокину», одна из которых выставлена в экспозиции Брянского краеведческого музея. Очевидно, что в 1925 году массовым тиражом кружки поступили на столы жителей Брянской губернии.
Сразу же после войны и вплоть до 1989 года всякий юбилей Октябрьской революции, а более всего очередной юбилей рождения или смерти Фокина (обе даты заканчиваются на «9» — 1889 и 1919) неизменно вызывала всплеск публикаций в газетах брянской партийной и комсомольской организаций: «Брянский рабочий» и «Брянский комсомолец», журнале агитотдела обкома КПСС «Блокнот агитатора». Часть юбилеев Фокина, как, например, 75-летие со дня рождения в 1964 году, отмечались партийными собраниями, митингами, тематическими вечерами, вечерами отдыха, кубками соревнований, воскресниками и другими средствами почтения его памяти. На 90-летие со дня рождения Фокина в 1979 года были выпущены цветным конверты с его изображением, а период 1970-80-х годов ознаменовался ростом числа школьных музеев, включивших экспонаты о жизни и деятельности Фокина, а его биографию — в текст лекций об истории партии и советов на Брянщине. Буклеты о Фокине в цвете выпускал в 1979 и 1989 годах большим тиражом Брянский краеведческий музей, бывший одним из главных центров распространения знаний о жизни и деятельности Фокина.
В 1959 году Игнату Ивановичу была посвящена поэма, лейтмотивом которой стал мотив чести. Упоминание о ней с изрядным постоянством повторяется на каждой второй-третьей странице поэмы, где Фокин представляется как никто иной как «трибун с пламенной душой», а «Игнатова звезда горит над постаментом из гранита как символ жизни и труда». Символизация имени Фокина, его отождествление с партией и её деятельностью во имя светлого будущего воплощена в финальных сроках поэмы: «Сливалось в сердце имя Фокин с высоким званьем коммунист». В связи с подобным обобщением интересна судьба памятника Фокину, расположенного в одноименном районе. Памятник, возведенный на площади у ДК железнодорожников в 1957 году, ровно через двадцать лет был заменен. Второй памятник, сохранившийся в наши дни — четырехметровый постамент во весь рост и по внешности даже отдаленно не напоминает самого Игната Фокина в отличие от первого варианта памятника. К сожалению, автор современного памятника неизвестен и свидетельств о том, что именно зодчий хотел передать в своем творении, нет. Вполне реально, однако, предположить, что перед обозревателями встает тот самый типаж коммуниста с большой буквы, обобщенный образ героя переломной эпохи.