Московский драматический театр имени Станиславского, приехавший в Брянск на ХVI Международный фестиваль «Славянские театральные встречи», посвященный Году семьи, привез с собой Ихтиандра-транссекусала и любовь на троих. «Мужской род, единственное число» — легкая западная комедия, комедия положений и узнаваний, напрочь лишенная социальных мотивов, с успехом идет на сцене театра Станиславского уже несколько лет. В Брянске спектакль прошел при аншлагах на сцене драмтеатра в среду и четверг, 21 и 22 мая.

Сюжетная канва пьесы, в общем-то, незамысловата, и, думается, сама по себе не может вызвать припадков дикого хохота и падения со стульев. На сцене семья, состоящая из взрослого сына и отца-одиночки, депутата английского парламента. Оба они собираются жениться, один — на верной подруге своей бывшей жены, второй — на некрасивой, но богатой испанке, которая так и остается внесценическим персонажем. При этом оба втайне друг от друга спят с горничной Жасант.

Интрига состоит в том, что мать в этой семье не погибла, а загадочно исчезла двадцать лет назад, оставив о себе лишь память и фотографию с неясными очертаниями. Завязка действия происходит с появлением в доме полковника американской армии, который и оказывается … давно потерянной матерью. «Твоя мать — американский полковник!» — на то, чтобы так и не сказать эту фразу сыну, потребовалось три часа игры. Сценарий жизней писался и переписывался на ходу всеми персонажами.

В общем-то, тема транссексуализма на русской сцене, традиционно тяготеющей к целомудренности, пока еще нова. Возможно, в невозможности аллюзий и прослеживании традиций и заключается вся прелесть данной постановки. Владимир Коренев, прославившийся ролью Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия», на этот раз пришел к зрителю тоже в не совсем обыкновенном образе полковника-транссексуала. И чувствовал себя в нем весьма органично, где-то мягко и даже трогательно, выводя на первый план тему материнства, неразделенной любви, молодости, старых обид и привязанностей. Полковник Фрэнк Хардер дурачится, как ребенок: то язык высунет, то прикусит губу, то стрельнет в зал своими «немужскими» глазами… Роль провоцирует на самые забавные выходки: вот мужчина с материнским инстинктом обнимает сына, вот он в форме полковника целуется с бывшей подругой, становясь соперником собственному мужу, а вот вместе с ним же вспоминает время своей беременности и подробности общей семейной жизни.

И все-таки, кажется, что женская линия удается актеру больше, чем мужская: его полковник комичен, забавен, трогателен, но не мужествен. Именно этого не доставало зрителям, помнившим другого полковника, — Леонида Кулагина, игравшего в одноименном спектакле на сцене брянского ТЮЗа лет 10 назад. Полковник Коренева берет другим — мимикой, пластикой и по-хорошему дикими выходками. Все это, приправленное тем самым юмором, который «ниже пояса», почему-то не делает спектакль откровенно вульгарным. Скорее, сюда подошло бы понятие «интеллигентная пошлость».

Ту же линию вместе с Кореневым «гнут» и другие актеры, стремясь, чтобы публика ни на минуту не заскучала. Героиня Людмилы Лушиной блистательна и остроумна во втором отделении, когда экспромтом в ее «светлой» голове рождаются самые невероятные планы спасения своей семьи. Ирина Коренева (дочь «Ихтиандра») в этой постановке — «продуманная» гувернантка, которая своими выходками «добавляет перца» комедии. Лирическую ноту в этот фарс вносит не только французский шансон, во время которого только что хохотавший зритель, украдкой утирает слезу, но и игра молодого актера Евгения Самарина (Сын полковника, Луи).

В итоге зрители, желавшие получить удовольствие от французской комедии, его получили в полном объеме «Ой, не могу, у меня уже скулы болят!», «Мамочка, я сейчас упаду!», — всхлипывания и именно такие возгласы можно было услышать во время спектакля.

Фото Светланы Штименко.