fest_roslavl_otkr.jpg ХХII фестиваль современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо открылся в Брянске в четверг, 1 мая. В то время как большинство жителей Брянска отметили майские праздники традиционными демонстрациями и выходом на шашлык, прогрессивная часть брянской публики слушала в «Дружбе» Шнитке, Веберна и Стравинского и вспоминала, как ни странно, 1913 год.

Сегодня Международный фестиваль современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо известен как в столице, так и за рубежом. Журналисты из 15 городов России, приезжавшие на фестиваль под эгидой газеты «Культура», высоко оценили его вклад в мировую культурную палитру. Организацией мероприятия занимается Культурный фонд «РАГД» (аббревиатура: Рославец, Андреев, Габо, Добычин — мастера, внесшие заметный вклад в мировую культуру, наши с вами земляки).

Международный фестиваль современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо принят в ISCM (International Society of Contemporary Music) — Международную Ассоциацию Современной музыки. Фестиваль стал ежегодной культурной традицией и в родном городе. В этом году Международный фестиваль современного искусства проводится при поддержке главы города Брянска.

«На фоне эпохи… год 1913» — именно так определили организаторы фестиваля его тему. Почему? 13-й — «последний счастливый для России год». Так считала интеллигенция, пережившая тяготы мировой войны и революции 1917 года. Именно в этот год шедевры в русском искусстве создавались, что называется, пачками. Серебряный век русской культуры, плавно подходя к концу, выдал целый ряд открытий, повлиявших на культуру и искусство ХХ века в целом.

В 13-м Стравинский написал «Весну священную», а Шенберг в опере «Счастливая рука» впервые продемонстрировал опыт сценического произведения с тем, что позже назовут светомузыкой. Программную статью «Наследие символизма и акмеизм», тоже в 13-м году, пишет Николай Гумилев, а Анна Ахматова одно из самых странных, но, тем не менее, значительных своих произведений «Поэма без героя», написанную в 1942 году, посвящает именно году 13-му.

Мало? Тогда «Черный квадрат» — символ всего авангарда — Малевич создает тоже в 1913 году. Кстати, в фойе концертного зала «Дружба» можно увидеть выставку работ брянского фотографа Анны Иваниной «Стороны цвета» — сделаны они на фоне того же символа.

Итак, со значением 1913 года в русском искусстве все понятно. Спросите, при чем здесь Брянск? Все просто: именно в 13-м году наш земляк Николай Рославец создал новую систему организации звуков, а вот ей как раз в этом году исполняется 95 лет. Обо всем этом вспоминал Марк Белодубровский, брянский композитор и исполнитель, один из организаторов фестиваля.

В первый день фестиваля на сцене «Дружбы» прозвучала «Весна священная» Стравинского (в переложении автора для двух фортепиано). Ее исполнили лауреат международных конкурсов, солист Московского ансамбля современной музыки Михаил Дубов (Москва) и солистка ансамбля «Студия новой музыки» Моника Хаба (Москва). Дуэт восхитил слушателей своей неистовой музыкальной борьбой во время исполнения произведения 1913 года.

Сложное в своей символической образности произведение «Соната для скрипки и фортепиано №1» Николая Рославца исполнили заслуженный работник культуры РФ Марк Белодубровский (скрипка) и Ирина Крюкова (фортепиано).

Изюминкой первого отделения концерта стало выступление «SoLi-квартета» (Москва). Участники его — артисты Российского камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Евгений Стембольский (1-я скрипка), Юрий Дашевский (2-я скрипка), Сергей Овсянников (альт), Алексей Стеблев (виолончель) — в хорошем смысле слова потрясли слушателей своим исполнением «Сюиты в старинном стиле» Шнитке.

Во втором отделении на сцену вышел необычный участник — специальный гость фестиваля — Московский оркестр лаптопов «CybOrk». В состав кибер-оркестра на этот раз вошли восемь участников: ноутбуков и их «владельцев». Его руководитель Андрей Смирнов на вопрос Марка Белодубровского об истории создания рассказал о том, что все начиналось в том же 13-м году, когда впервые заговорили об искусстве организованного шума. Подобных оркестров, пытающихся «обуздать» шум и создать из него звуко-поэмы, в мире не много. Можно сказать, что Брянску повезло: в исполнении кибер-оркестра он услышал «Электропоэму «13».

fest_roslavl_otkr_01.jpg fest_roslavl_otkr_02.jpg
fest_roslavl_otkr_03.jpg fest_roslavl_otkr_04.jpg
fest_roslavl_otkr_05.jpg fest_roslavl_otkr_06.jpg

Фото Светланы Штименко.