scool-stolovaya_2.jpg Как питаются дети в школах Брянской области? Этим вопросом задались на заседании комиссии по вопросам здравоохранения, формирования здорового образа жизни, спорта, материнства и детства, демографической политики общественной палаты Брянской области в пятницу, 21 декабря. Пять рублей — именно столько выделяется из бюджета на дневное питание каждого школьника. Наряду с этим было заявлено, что желудочно-кишечные заболевания занимают третье место среди болезней школяров Брянской области.

Директоры школ Брянска, представители образования, члены общественной палаты, медики, собравшись за «круглым столом в общественно-политическом центре, решили поговорить о том, чем и как кормят школьников в учебных заведениях региона. Говорилось много, возникали споры, предлагались самые разные проекты, но сошлись только на одном — так, как едят наши школьники, есть нельзя. И причина тут, во многом, в скудном финансировании статей питания. Сейчас, как было заявлено на заседании комиссии, из госсредств на питание учащегося выделяется лишь пять рублей. Что можно съесть на эти деньги — никто так и не взялся сказать. Тем не менее, голодными дети не остаются, так как остальные траты ложатся на плечи родителей — около 450 рублей в месяц. И все же и это питание не может считаться удовлетворительным. Прежде всего, из-за его несбалансированности. Меню для детей, сказал один из членов комиссии, должно составляться диетологами, а не работниками кухни.

В рационе сегодняшнего брянского школьника не хватает, прежде всего, белка. Организм в столь юном возрасте растет, и без «строительного материала» ему не обойтись. Но тут следует заметить, что не вся детвора готова есть то, что ей предлагают: кто-то любит рыбу, кто-то мясо, а кто-то готов наесться до отвала чипсов. И, быть может, ребенок и съел бы вместо предлагаемой печени бифштекс, но выбора в общем меню не бывает. В качестве альтернативной идеи школьной столовой был предложен… шведский стол. Руководители учебных заведений уверяли, что и по затратам школьные кухни вполне могут такое потянуть, однако же нашелся этому, казалось бы, заманчивому предложению и контраргумент. Согласно проведенным среди учеников школ опросам, на обед в школьной столовой они хотели бы видеть пиццу, лимонад, сладости… Что они предпочтут на шведском столе, догадаться несложно.

А между тем, шведский стол или любой другой полноценный обед готовить в школах скоро будет не на чем. Технологическое оборудование в столовых большинства средних общеобразовательных учебных учреждений не выдерживает никакой критики, так как лет ему уже немало. Сейчас администрацией Брянска выделено порядка 42 миллионов рублей на кухонное оборудование, что поможет школьным столовым, но проблемы не снимет. Текучесть кадров — только одна из преград на пути модернизации, ведь никто не захочет идти работать поваром с зарплатой в 2 тысячи рублей. Еще одна проблема — нерентабельность школьной столовой. Комбинат школьного питания, что производит обеды для многих городских учебных заведений, может делать коммерческую наценку на продукцию лишь в тридцать процентов, в то время как окупаемость работ возможна лишь при наценке в 100-120 процентов от затратной части обедов. Тем не менее, порог наценки определен постановлением правительства, правда, уже и в российском «Белом доме» начинают понимать, что подобное не приводит ни к чему хорошему, а поэтому порог наценки могут пересмотреть, хотя его вряд ли сделают больше 50 процентов.

К концу заседания комиссии у всех присутствующих создалось устойчивое впечатление, что проблемы обеда в школе намного шире, чем могло бы показаться до начала дискуссии. Как заметил кто-то из заседавших, «у нас сейчас в школы покупаются десятками автобусы, быть может, стоит по нацпроекту образования поставлять не только автобусы, но и кухонную утварь, а также лучше финансировать школьное питание?». Эту мысль одобрили и решили через облдуму обратиться и к губернатору Брянской области, и даже в Государственную Думу для того, чтобы вопросы школьного питания обсуждались и при корректировке национального проекта «Образование».