korean-embroidery.jpg Гордый тигр, павлины и аисты, рисовая соломка и ракушки, корзины и тапочки, веера и ширмы, вазы и открытки, живопись и вышивка. В X веке ею украшали костюмы чиновников и их жен, вышивка неизменно присутствовала на подушках, кисетах, футлярах для очков, чехлах для ложек, палочек, щеток. Полюбоваться на искусство Кореи, Страны утренней свежести, можно в Выставочном зале на бульваре Гагарина.

Экскурсия в мир корейского искусства началась весьма символично — 19 декабря, в День Николая Чудотворца, святого покровителя путешественников и мореплавателей. Яркий, красочный мир Кореи — это и заснеженный лес, и цветущая сакура, водопады в туманной дымке, полотна, выполненные из ракушек (мастер подбирает ракушки, перерабатывает их в масле — в зависимости от температуры кипячения получается разный цвет, — а потом наклеивает на бумагу или доску), архитектурный пейзаж, «ватный» тигр, шкатулки и корзинки из рисовой соломки, аппликации, вышивка на шелке.

На изготовление вышитых полотен уходят месяцы, на учебу — годы. Для этого корейские девушки, достигнув 16-летия, уезжают в Пхеньян, где трудятся в местных мастерских. Говорят, только там можно постичь искусство вышивки по шелку. Вышивают плоской гладью, отличительная особенность — шов «петля вприкреп», он создан на основе тамбурного шва и состоит из ряда изолированных петель, расположенных по узору. Техника рукоделия сложная, кстати, специалисты подмечают, что корейское шитье похоже на древне-русское лицевое — и объемом, и красотой рисунка.

Изначально вышивка в Северной Корее широко применялась для украшения национальной одежды — ханбок. Людям не дворянского происхождения разрешалось надевать вышитый ханбок только на свадебную церемонию, дворяне носили такую одежду гораздо чаще. Тканью для вышивки служил конечно шелк, нитки тоже были шелковые, основные сюжеты — цветочные мотивы, стилизованные тигры, драконы, олени, горы, сосны и традиционные орнаменты. Цвета — красный, синий, желтый, черный и белый. В современной Корее очень широко используют вышивку, и в одежде, и в бытовых предметах, и просто для украшения.

По словам старшего научного сотрудника Выставочного зала Ларисы Бит-Юнан, выставка в Брянске экспонируется «по линии корейского посольства, в прошлом году на открытии присутствовал пресс-атташе посольства Ким Чер Хо. К уже выставлявшимся экспонатам добавились еще и ширмы с ручной росписью».

Есть на выставке и традиционная корейская живопись. Она появилась за тысячу лет до европейской масляной и отличается более яркими, насыщенными цветами. Среди работ в основном пейзажи, изображения птиц и зверей. Кстати, корейцы используют очень стойкие красители, благодаря чему полотна не выгорают и долго сохраняют свою привлекательность.

На вопрос, планируются ли обменные выставки нашего художественного достояния в Северной Корее, Лариса Бит-Юнан ответила, что «брянские музейные фонды — достойные, нам вполне по силам организовать выставку, может быть, и представится когда-нибудь такая возможность».

Оценить искусство Страны утренней свежести можно будет в течение месяца со дня открытия.

korean-embroidery_01.jpg korean-embroidery_03.jpg korean-embroidery_02.jpg
korean-embroidery_06.jpg korean-embroidery_05.jpg korean-embroidery_04.jpg
korean-embroidery_07.jpg korean-embroidery_09.jpg korean-embroidery_08.jpg
korean-embroidery_10.jpg korean-embroidery_12.jpg korean-embroidery_11.jpg

Фото Катерины Барановой.