ice.jpg Матвей Шпаро и Борис Смолин. Скоро эти имена будут наперебой повторять все информационные агентства мира. Два смельчака отважились штурмовать самую северную точку земли в полярную ночь. Пройти в темноте под метелью и шквалистым ветром по всторошенным льдам, обходя покрытые коварным тонким ледком обширные полыньи, почти тысячу километров от мыса Арктический до Северного полюса — задача почти невозможная.

Предварительный прогноз гидрометслужбы неутешителен: из первых тридцати дней планируемой экспедиции двадцать ожидаются с пургой и тридцатиградусным морозом. Метель, ветер, не видно не только неба, но и впереди идущего человека на расстоянии вытянутой руки. Конечно, поможет натянутая бечевка, включенный фонарь. Однако каждый фонарь сжирает пальчиковые батарейки. Первоначальный их вес — десять килограммов на брата. Помимо батареек надо взять и бензин, и продукты, и одежду, спасательные системы, спутниковые телефоны и надувную лодку. И Матвей, и Борис потянут за собой по двое саней. Стартовый вес груза у каждого — по 140 килограммов.

Чтобы поддержать силы для ежедневной полноценной работы, запас продуктов и снаряжения берется на 70 дней. Ровно столько дней навскидку потребуется, чтобы добраться смельчакам по густому ледяному месиву до Северного полюса, а предстоит пройти 980 километров. С помощью современных устройств GPS, координаты путешественникам определить нетрудно, однако есть одно «но». Когда поход происходит весной или летом, руководитель группы, как только прибывает на Северный полюс, тут же сообщает, что точки достигли. Вылетает вертолет и забирает счастливчиков. В нынешнем случае ситуация другая. Скорее всего, если не будет принято иного решения, Матвею и Борису придется ждать, когда рассветет. То есть провести во льдах еще дней тридцать. Так что, скорее всего, к смельчакам вылетит самолет, который сбросит на лед дополнительные продукты, утепленную палатку, приборы, в том числе и особый, усиленный компьютер — противоударный, не боящийся холода и воды. И так, ожидая полярного утра и не теряя времени даром, Матвей и Борис смогут провести полезные метеонаблюдения на самой северной точке земли.

Путешествие началось с того, что рейс Москва — остров Средний задержали почти на сутки: из-за непогоды не принимала Воркута, где была запланирована дозаправка самолета Ан-72. Но днем четверга, 13 декабря, отважные путешественники были уже на месте — в погранчасти крошечного острова Средний, нашем самом северном форпосте. Арктика встретила недружелюбно — минус 33 и ветер. Чего нельзя сказать о пограничниках. Готовились к встрече, вкусно накормили. Устроили на ночлег.

Вечером в четверг на Средний прибыло два вертолета. Все внимание было приковано к прогнозу погоды, который не радовал. В пятницу, 15 декабря, подул южный ветер. 16-го — усилился, что крайне неблагоприятно для старта. Ветер с юга относит льды на север и около мыса Арктический, откуда Матвей и Борис должны уйти, образуется огромная полынья — многокилометровое пространство открытой воды. Вода на таком трескучем морозе быстро покрывается тонким льдом, который не очень поэтично называют «салом». По такому полю невозможно идти на лыжах. Надо ждать, когда «сало» станет «нилосом» — крепким льдом, способным выдержать и человека, и сани с грузом. Участники экспедиции, посоветовавшись по спутниковой связи с организатором экспедиции и руководителем штаба в Москве Дмитрием Шпаро, приняли решение переждать непогоду. Все с нетерпением ждали новых прогнозов Росгидрометцентра. Оказалось, что в понедельник, 17-го, ветер лишь усилится. А вот 18-го и 19-го с южного поменяется на восточный — северо-восточный 6-11 метров в секунду. Кроме того, усилится и мороз. Это обрадовало участников экспедиции: полынья должна подмерзнуть и покрыться льдом. А льды у мыса Арктический прижмутся к земле.

Начальник заставы проявил чудеса гостеприимства. На вездеходе ребят довезли до ближайшей открытой воды, чтобы они испытали и костюмы, и лодку. Вертолетчики предложили провести тренировку и посмотреть, как возможно реально взаимодействовать. «Несмотря на то, что мыс Арктический — голое место, не исключено, что отважные путешественники переберутся туда, поставят палатку, где проведут последние два дня перед стартом, — рассказал Дмитрий Шпаро.

Говорить об опасностях, которые подстерегают перед походом, не принято, но думают об этом все. В полярную ночь может случиться все что угодно. Это и трещина, и канал с водой, и встреча с белым медведем, и любая травма. Болезнь, которая при экстремальных нагрузках может проявить себя. Как заметили Матвей и Борис, проще сказать, чего не может быть.

В начале пути у путешественников будет надувная лодка — длинный каяк, потом, после прохождения самого опасного участка у мыса Арктический, ее выкинут, чтобы облегчить общую ношу. При свете дня белого медведя (медведицы с приплодом сейчас спят) можно заметить на расстоянии 200-300 метров и подготовиться к встрече, достать ружье, зарядить, выстрелить в воздух. Но при нынешних условиях полярной ночи зверь, которого можно заметить лишь на расстоянии полутора метров, безусловно, очень опасен. Лапой запросто достанет. Да и прыгает на семь метров. В общем, времени пугать его выстрелом может и не оказаться.

В арктических пограничных районах на помощь в случае чего придет авиация ФСБ. Однако, по положениям Воздушного кодекса, вылетать в полярную ночь считается делом крайне нежелательным. Тем более и метеообстановка не самая радужная. Дней ясных, когда может быть оказана помощь, в прогнозе мало.

Организатор экспедиции и руководитель штаба в Москве Дмитрий Шпаро (отец Матвея) будет круглосуточно наблюдать за продвижением спортсменов и в случае необходимости обеспечивать спасательные работы. Сообщать ребятам, что происходит со льдами, погодой, помогут радарные снимки, которые, несмотря на возможную облачность, отлично определяют рельеф льда.

Этот переход, по мнению специалистов, будет иметь и прикладное значение, поскольку при его осуществлении предполагается задействовать не только человеческие ресурсы, но и новейшие технологии: анализ льдов для выбора пути с помощью радиолокационных спутниковых снимков, форсирование полыней в специальных костюмах, использование фонарей и источников питания, которые позволят людям функционировать в условиях круглосуточной темноты и низких — до -55 градусов Цельсия — температур.