payment-crisis1.jpg «Кризис платежей», о котором предупреждали специалисты, наступил. В понедельник многие терминалы по приему удаленных платежей за услуги ЖКХ и связи не работали. Вступило в силу указание Банка России, внесшее сумятицу в работу операторов, у которых нет договора с банком.

В понедельник вступило в силу указание Центробанка №1842-У, уточняющее принципы работы организаций, принимающих платежи за коммунальные услуги и связь. Теперь участники рынка не могут понять, можно ли им работать.

До сегодняшнего дня большинство операторов строило свою деятельность по приему наличных от граждан и переводу денег поставщикам оплачиваемых услуг на основе агентских соглашений с ними. Однако Центробанк в указании обязал организации, принимающие платежи, заключать договор с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег, фактически поставив прежнюю схему вне закона. При этом банки не спешили заключать с договоры с операторами, видимо, решив избавиться таким образом от конкурентов.

Специалисты не один раз предупреждали власть о том, что в итоге 12 ноября стране грозит «кризис платежей». В письме к Центробанку обращались глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. В Мининформсвязи Леониду Рейману направляла открытое письмо Ассоциация-800, представляющая региональных операторов связи, в котором также критиковала указание ЦБ. С аналогичной жалобой обратился в Мининформсвязи и «ВымпелКом». Однако указание ЦБ не было изменено или разъяснено.

Ряд экспертов полагают, что агентские соглашения остаются законными. «Указание ЦБ вводит дополнительный механизм приема платежей — смешанную банковско-агентскую модель. Проблема заключается в том, что указание толкуется расширительно, таким образом, что банковско-агентская схема остается единственно законной», — считает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. Разъяснения о том, что агентские соглашения можно использовать со ссылкой на Гражданский кодекс, поступают от многих специалистов, нет никого на достаточно высоком уровне, кто бы вышел и сказал операторам, что работать можно, сетует эксперт. В итоге многие организации, занимающиеся приемам платежей, в понедельник предпочли просто не работать. «Я специально сегодня проехался по Москве — многие терминал закрыты. Думаю, что это сами владельцы решили переждать до тех пор, пока все не будет понятно», — говорит Ким.

Наступит ли эта ясность в ближайшее время, неизвестно. Поправки в закон о «О банках и банковской деятельности», которые могли бы раз и навсегда разрешить небанковским организациям принимать платежи за ЖКХ и связь, не заключая договоры с банками, могут не пройти Госдуму. По сведениям, имеющимся у «Газеты.Ru», против законопроекта выступил глава Минфина и вице-премьер Алексей Кудрин, хотя большинство заинтересованных ведомств дали положительное заключение.

Пока законодатели определяются с вопросом о правомерности их деятельности, МВД уже подготовило указания для своих сотрудников, объясняющие как действовать в отношении операторов. Указания гласят, что осуществление операций по приему платежей с использованием устройств самообслуживания организациями, не являющимися кредитными, являются законными «при одновременном выполнении» ряда условий. Среди них наличие договора о приеме платежей с банком, в котором открыты счета получателей, а также регистрация самой организации или ее филиалов по адресу установки терминала и наличии там постоянного рабочего места как минимум одного из ее сотрудников.

При невыполнении хотя бы одного из этих условий деятельность организации рекомендуется считать незаконной, а работу терминала приостановить. «В течение прошлой недели к нам поступило порядка десяти жалоб из разных регионов: компании рассказывали, что им звонили из МВД и предупреждали о скором визите, — рассказал Ким. — Видимо, люди пытаются делать бизнес на сложившейся ситуации. И пользуются тем, что судиться может себе позволить далеко не каждый частный предприниматель». Для обычных граждан это, скорее всего, означает, что комиссии за удаленные платежи, а также очереди к оставшимся терминалам возрастут.