shapotko.jpg Впервые в новейшей истории России муниципалитеты, вслед за субъектами федерации, планируют свой бюджет на три года вперед. О том, насколько хорошо это для нашего города, какие преимущества дает и какие перспективы открывает, рассказал глава Брянской горадминистрации Дмитрий Шапотько.

Трехлетние бюджеты были предложены регионам и муниципалитетам в качестве добровольного эксперимента. Почему Брянск решил принять в нем участие?

— Действительно, планировать бюджет на три года нас никто не обязывал. Но мы решили сделать это по нескольким причинам. Во-первых, подобная практика — трех-, пятилетних бюджетов — в нашей стране уже существовала. Правда, лет двадцать назад. Тем не менее, она зарекомендовала себя как эффективный способ финансовой политики.

Другой вопрос — в том, что последние десятилетия планировать что-либо более чем на год вперед, было невозможно. Нестабильность экономики, инфляция, частые изменения в законодательстве просто не позволяли этого сделать. Сейчас ситуация и в стране в целом, и в нашем регионе, и в Брянске стабилизировалась: можно прогнозировать количество налоговых сборов (а ведь это основной источник бюджетного дохода), можно заранее предусмотреть рост тарифов и заработной платы. Следовательно, мы должны достаточно точно заложить в главный финансовый документ города те доходы и расходы, на которые Брянск может рассчитывать в ближайшие три года.

«Достаточно точно»?

— Все, что касается непосредственно городских денег, прописано с высокой степенью точности. Но вопрос с поступлениями из федерального и регионального бюджетов: они не учтены, поскольку никто заранее не может назвать их точные объемы. Уточнения и изменения в бюджет даже одного года приходится вносить регулярно, а трехлетний бюджет тем более потребует доработки: работа над ним продолжится до конца текущего года, будут внесены существенные корректировки. На самом деле, верстка бюджета — просто колоссальный труд городских финансистов и специалистов всех подразделений городской администрации.

Знаете, когда начинает верстаться бюджет? В конце марта — начале апреля. С этого момента в финансовое управление Брянской горадминистрации поступает информация о прогнозе социально-экономического развития города; фондах оплаты труда; оценки прибыли; прогнозы тарифов и платежей по ним; расчеты о доходах от управления муниципальным имуществом; данные о количестве школьников, воспитанников детских садов, которых нужно накормить; педагогов, которым нужно выплатить зарплату; сведения о количестве и протяженности коммунальных сетей и объектов, которые нужно содержать… Я назвал, наверное, только десятую часть информации. Все это сводится, рассчитывается, расписывается, учитывается — только теперь уже не на один, а на три года.

Каким образом расставляются приоритеты? Кто решает, что именно данный объект, к примеру, важнее, и именно на него необходимо заложить деньги, а другой — еще «потерпит»?

— Обсуждение бюджета проходит в несколько этапов. Каждое структурное подразделение горадминистрации разрабатывает свою программу или предложения в действующую программу. Сейчас в Брянске работает шестнадцать целевых программ, которые носят социально направленный характер. Среди них «Молодое поколение Брянска», «Обновление парка подвижного состава пассажирского автомобильного (автобусы) и электрического (троллейбусы) транспорта Брянска», «Безопасность образовательных учреждений Брянска», «Социальная защита населения Брянска» etc. В программах предусмотрен ряд мероприятий для решения тех или иных проблем и объемы финансирования этих мероприятий. Каждая программа обсуждается на профильном комитете горсовета.

То есть депутаты, исходя из потребностей горожан, могут вносить свои пожелания. Они учитываются?

— Обязательно, наказы избирателей — вот та основа, на которой строится депутатская работа. Какие споры и баталии иногда случаются на подобных обсуждениях! Каждому депутату хочется, чтобы именно на его округе отремонтировали дворы, установили лежачего полицейского, построили детский сад… При этом каждый понимает, что сделать все и сразу невозможно. Поэтому всякое пожелание обязательно анализируется и учитывается: если не сегодня, то завтра (и в этом тоже преимущество трехлетнего планирования). Приоритеты, конечно же, существуют: в первую очередь выполняются те наказы, которые важны в масштабах города, потом — района, потом — микрорайона, двора, подъезда… Я считаю, это правильный подход.

Программы — это один уровень обсуждения. Есть и другие?

— Точно так же на заседаниях всех комитетов горсовета обсуждается проект бюджета, рассматриваются наказы, пожелания, предложения. В этом году состоялись депутатские слушания проекта трехлетнего бюджета. Речь шла не о частностях, а о стратегии формирования городской казны. К примеру, одно из пожеланий — обратить внимание на развитие спортивных площадок во дворах, другое — решить вопрос нехватки мест в детских садах различными методами. Городская администрация все это учитывает и подкрепляет намерения соответствующими строками бюджета. Но не следует забывать, что финансы — вещь вполне материальная и ограниченная. И если где-то прибавили, значит, где-то придется отнять…

20 ноября, уже второй год подряд, в здании городского лицея №1 пройдут публичные слушания по обсуждению проекта бюджета. Бюджет — документ специфический. На Ваш взгляд, есть ли смысл в привлечении общественного мнения?

— Безусловно. Задача ведь — не просто «обсудить». Публичные слушания — это дополнительная возможность изменить, дополнить, совершенствовать главный финансовый документ Брянска. Узнать, что нужно горожанам, и — если вдруг! — этого в бюджете нет, то внести изменения. Документ публикуется за месяц до публичных слушаний, любой желающий может его изучить и высказать свое мнение. Скрывать нам нечего. А жители города имеют полное право знать, какой будет их жизнь на ближайшие три года. В Брянске много образованных людей, способных разобраться в вопросе. Поэтому публичные слушания — не пустая формальность, никогда ею не были и не будут.

Можно назвать какие-то принципиальные параметры бюджета?

— Как и прежде, он остается социально направленным, то есть основные расходы города связаны с образованием, здравоохранением, социальной политикой и жилищно-коммунальным хозяйством. В 2008 году мы планируем продолжить масштабный ремонт городских дорог и дворовых территорий. Заложены средства на ремонт Первомайского моста и путепровода через железнодорожные пути на въезде в Володарский район. Но самое главное, трехлетний бюджет — это одновременно показатель и гарант стабильности. А финансы в обязательном порядке требуют именно стабильности, постоянства. Для городского руководства главное — уметь видеть перспективу, прогнозировать сегодня, строить реальные планы на завтра. Не просто «хотеть» что-то сделать, но предпринимать для реализации тех или иных начинаний конкретные шаги.

Дефицит бюджета сохраняется?

— В пределах 10%, как это и предусматривает законодательство. К 2010 году мы планируем снизить дефицит до 5%. Но финансисты и управленцы прекрасно понимают, что дефицит — это не плохо, а нормально. Нехватка денег — это дополнительный и очень мощный стимул работать эффективнее для того, чтобы заработать недостающие средства. Приведу бытовой пример: есть среднестатистическая семья, доходов которой хватает ровно на нормальное питание, оплату жилья, покупку одежды и еще немного остается на отдых. Вроде все нормально и можно жить, особо не напрягаясь. Но вдруг — сломался телевизор. Совсем. И нужно покупать новый. Можно, конечно, пойти по пути экономии, перестать есть или не ходить в театр. В этом случае на то, чтобы собрать нужную сумму, уйдет достаточно времени. А можно напрячься и найти возможность заработать дополнительные деньги не в ущерб семье. Город не может сократить свои расходы, чтобы найти деньги на экстренные нужды. Мы же не можем не платить за электроэнергию или перестать дотировать питание школьников. Поэтому у нас только один выход — работать эффективнее.

Вы уже дважды обращались к вопросу нехватки детских садов на территории города. В обсуждаемом бюджете есть соответствующая строка?

— Строительство нового детского сада стоит около 60-80 миллионов рублей. Но прежде чем его построить, необходимо разработать проектно-сметную документацию, что также стоит времени и денег. Дошкольное образовательное учреждение должно соответствовать массе требований безопасности. Разработка проекта обойдется в три миллиона рублей. Эти деньги мы в бюджет заложили. 80 миллионов, согласитесь, найти не так-то просто. К слову, отрицательный трансферт — это те деньги, которые областной бюджет планирует забрать из доходов Брянска на региональные нужды — равен как раз стоимости 4-5 новых детских садов.

Существует адресная инвестиционная программа Брянска. Изменится ли она с принятием трехлетнего бюджета?

— Программа существовала всегда, просто объекты, строительство или реконструкция которых в ней предусмотрены, переходили из года в год без гарантии, что стройка не будет заморожена. Трехлетний бюджет в этом смысле тоже очень удобен: можно отразить динамику и быть уверенным наверняка, что деньги на строительство или реконструкцию объекта (процессы, которые, как правило, длятся больше года) есть.

Вообще же адресная инвестиционная программа — это документ, в котором отражена очень нужная, дорогостоящая, но не всегда заметная работа в масштабах города. Например, необходима серьезная реконструкция котельной где-то на окраине Володарского района. Без этих работ холодными останутся жилые дома. А те, кто живет не просто в другом районе, но и на соседней улице, никогда не узнают, на что было истрачено несколько миллионов рублей. Как человеку, мне понятно, что эти люди сочтут более целесообразным использовать деньги на благоустройство их двора или капитальный ремонт дома. Как руководителю города мне очевидно, что времена изменились. Появилась возможность делать главное, а не «горящее». То, что действительно нужно, а не грозит вот-вот развалиться. Появилась возможность развивать город стратегически, а не латать бесконечные дыры. И трехлетний бюджет в этом — большое подспорье.