poslednie.jpg Историей одной семьи, спектаклем «Последние», открыл 82-й сезон Брянский театр драмы в четверг, 25 октября. О чем пьеса Горького? О том, как трудно оставаться честным, о любви и предательстве, об ошибках и невозможности их исправить, о доброте и злобе, о жестоких законах жизни, об израненных людях и искалеченных судьбах.

Спектакль по пьесе Максима Горького, поставленный режиссером Александром Цодиковым в 1996 году, в 2007-м восстановили. Работа оказалась очень удачной, получив две номинации международного фестиваля «Славянские встречи»: за «Лучшую женскую роль» — заслуженной артистке России Светлане Сыряной (Софья) и «Лучшую роль второго плана» — Татьяне Сычевой (Любовь).

Страдающая мать Софья Коломийцева, вынужденная унижаться до постоянных просьб денег, ее мучительная любовь к детям, в особенности к калеке Любе, ошибки молодости и семейная драма. Дети — циничные Надежда (Светлана Рязанцева) и Александр (Олег Чиганов) — «…мне предстоит быть моды человеческие, брать взятки понемногу и — получить в живот пулю революционера»; охваченные юношеским максимализмом Вера (Елена Дигина) и Петр (студент Брянского колледжа искусств и культуры Андрей Савченков). Отец семейства — «раненый лев» Иван (Вячеслав Никитин), дворянин-полицейский; умирающий, уставший от жизни Яков (Борис Матвеев), на наследство которого разевают рты родственнички. Сложнее всех самым молодым — Вере и Петру, именно их мучают поиски ответов на совсем не заурядные вопросы, именно они еще пытаются найти грань между честью и подлостью.

Софья страдает, она падает на колени: «Простите меня, дети, за то, что я родила вас… Что с вами будет?». Трое ее не прощают, двое — просто не понимают. Тем временем номинальный глава семьи продолжает рассуждать на тему «мой дом — моя крепость». Но в доме новые хозяева: один из них — нечистый на руку и абсолютно приспособленный к жизни доктор Лещ (Леонид Гой).

Коломийцевы собираются за длинным столом, символом единения и домашнего уюта, но стол пуст… Еще один из христианских мотивов — отношения братьев по плоти Ивана (Иоанна — библейский образ любви) и Якова (Иакова — образ праведности). Дочери Коломийцевых носят имена трех христианских добродетелей, мать их, естественно, — София, вынужденная смотреть хоть и не на физические, но на душевные страдания своих детей. Любовь обозлена на весь мир за свою физическую неполноценность, Надежда только следит за модой и фигурой да «раскручивает» папеньку на дюжину шелковых чулок, Вера — еще немного и она приспособится к законам жизни, наплевав на идеалы и кумиров… Петр — «утес, каменная глыба», да куда уж там… «Защитник» Александр…

Тема разрушающейся семьи, трагичный конфликт отцов и детей, разлад, ссоры, непонимание — все это на фоне деградации дворянства, «последних» из этого сословия. Как сохранить чистоту души в мире чистогана, подлости и предательства, погони за наживой и ненасытной жажды денег? «Последние» — спектакль современный.

last_01.jpg last_02.jpg
last_03.jpg last_04.jpg
last_05.jpg last_06.jpg
last_07.jpg last_08.jpg
last_09.jpg last_10.jpg

Фото Светланы Штименко.