Госдума на заседании в четверг приняла в итоговом чтении закон об автомобильных дорогах в России, предусматривающий среди прочего строительство в стране платных автотрасс. В документе уточнена классификация автодорог и формы собственности. При этом устанавливается обязательность утверждения перечней автодорог федерального и регионального значения, который будет являться основанием для внесения дорог в соответствующую форму собственности. Законопроект также уточняет перечень полномочий РФ, регионов и органов местного самоуправления в области автодорог и дорожной деятельности. Урегулирован вопрос, касающийся выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автодорог. Ко второму и третьему чтениям законодатели уточнили и механизм использования автодорог на платной основе. В частности, использование платных дорог возможно лишь в случае нового строительства или реконструкции уже существующих дорог. В границах населенных пунктов допускается только новое строительство платных дорог.

В документе также доработан перечень условий концессионных соглашений, предусматривающих использование автодорог на платной основе. Так, в законопроект введены новые положения по предоставлению земельных участков для размещения автодорог, в том числе в рамках концессионных соглашений, по предоставлению земельных участков в границах полосы отвода. Уточняется, что такими полномочиями наделен Росавтодор в отношении федеральных и неразграниченных земель, субъекты РФ наделяются такими полномочиями в отношении неразграниченных земель. Авторы документа уточнили порядок проезда транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Законопроект также предусматривает изменения в налоговые и бюджетные кодексы РФ в части введения госпошлины за выдачу специального разрешения на проезд транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные, а также опасные грузы. Кроме того, предусматриваются изменения в части возможности размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту искусственных сооружений, входящих в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального местного значения, путем проведения аукциона или конкурса.