very-simple-story.jpg Премьера спектакля «Очень простая история» состоялась на сцене Брянского ТЮЗа в пятницу, 12 октября. Пьесу украинского драматурга Марии Ладо поставил на брянской сцене рязанский режиссер Олег Пронин. Светлый спектакль о настоящих чувствах, шекспировские страсти в русской деревне — так отзывается о пьесе зритель, без малейшей иронии вспоминавший к концу постановки о том, что такое катарсис. Спектакль, где зритель с тайным удовлетворением отмечал про себя, что еще не разучился думать.

Очень простая история претендует на непростые обобщения. Действие пьесы происходит в хлеву. Уже отсюда начинается цепочка аллюзий на религиозную тему. Хлев — не просто то место, в котором обитают животные, тут родился Спаситель. Однако об этом ни слова! Ни морализаторства, ни поучения вы здесь не найдете. Это просто авторский взгляд на «современную» мораль, на «современное» добро и «современное» зло, которые, как ни крути, оказываются понятиями вечными и неизменными. Понять это помогает трехмерная система измерения. Параллельное существование на сцене мира людей, мира животных и мира ангелов дает удивительный эффект взаимопроникновения, где глухими подчас остаются только люди.

Сюжет удивительно прост: дочка зажиточных родителей Дашка тайно встречается с Алешкой, сыном деревенского пьяницы. Назревающий конфликт бедности и богатства (родители Дашки против этих «неравных отношений») начинает развитие с известия о том, что Даша беременна. Это приводит в бешенство ее сурового отца (Владимир Аверин): он настаивает на аборте, мать Дашки перечить отцу не смеет. И тут в эту «очень простую историю» вмешиваются животные…

Они в спектакле Олега Пронина потрясающи. На них нет масок, их лица не обезображены гримом, у них «человеческие» одежды, они вдохновенно поют и танцуют. Но самое главное — они умеют бескорыстно любить и быть преданными. Они другими глазами смотрят на человеческую жизнь, они не понимают, что такое аборт и зачем людям нужны деньги… Мысль о том, что животные чище людей, не нова, в пьесе Марии Ладо она находит еще одно подтверждение. Свинья, словно героиня «Грозы» рассуждающая о том, «отчего свиньи не летают?!», идет на жертву ради людей и, обретя крылья, становится ангелом. Удивительная старая лошадь, имя которой уже забыли и хозяева, готова ради спасения «человеческого жеребенка» умереть, вот только не знает, как это нужно сделать. Пес Крепыш столь сильно любит хозяйку, что тоже готов к смерти в свои три года …

«Для того чтобы кто-то родился, нужно, чтоб кто-то умер» — это понимание сущности устройства мира выводится на сцене именно животными. И оно, на наш взгляд, спорное. В конце концов, убивает себя пьяница-сосед, за всю свою жизнь не обидевший ни одной живой души. Потом становится ангелом-хранителем ребенка Даши и Алексея и уже с небес подсказывает сыну (который стыдился его при жизни и попрекал бедностью), назвать свою уже родившуюся внучку Марусей. И вот здесь здравый смысл обыкновенного зрителя, воспитанного на том, что самоубийство — тяжелейший грех, вступает в противоречие с авторской подачей. Самоубийцу-соседа, правда, и по пьесе, хоронят за оградой кладбища. Однако ощущение того, что «ТАК не правильно» остается, несмотря на то, что по сюжету – это единственно правильный выход.

Но одно только то, что пьеса, как и герои неоднозначны, что она заставляет зрителя серьезно думать, говорит о том, что премьерный спектакль удался. И в пьесе Марии Ладо, и в спектакле Олега Пронина в общем-то сказочный финал: доброта и справедливость торжествуют. И счастливая свинья все-таки летает…

history_01.jpg history_02.jpg
history_03.jpg history_04.jpg
history_05.jpg history_06.jpg
history_07.jpg history_08.jpg
history_09.jpg history_10.jpg
history_11.jpg history_12.jpg

Фото Светланы Штименко.