otto-dix-live.jpg Вечеринка с загадочным названием Gothic party прошла в ночном клубе «Навигатор» в пятницу, 7 сентября. Завсегдатаям клуба и «special guests» (или «special goths»?), специально по этому поводу сделавшим соответствующий макияж и облачившимся в черное, прекрасные «потусторонние голоса» продемонстрировали дуэт Otto Dix и «cамый романтичный образ на российской темной сцене» Roman Rain. Завершилась вечеринка очень готично — сразу по ее окончании на Брянск обрушился дождевой шквал такой силы, что улица Калинина в районе КЗ «Дружба» оказалась затопленной по дверцы легковых авто.

Афиши Gothic party, которые звали в «Навигатор» вечером 7 сентября, у большинства вызывали скепсис. Во-первых, откуда готы в Брянске? Во-вторых… С конкретизацией «во-вторых» тяжелее — тут и подозрение во «вторичности» (ну как же — название немецкое, а группа наверняка русская), и полная неизвестность для широких масс слушателей, и многое-многое другое (каждый может дописать сам в меру своей распальцованности). Лицо с афиши также не внушало доверия завсегдатаям «Навигатора», привыкшим к раздолбайски-кислотным портретам супер-экстра-ультра-техно-хаус-DJ’s — макияж Михаэля Драу в стиле «мертвая примадонна» не настраивал на «клубный» (в брянском понимании этого слова) лад…

Ладно, черт с ними, с любителями техно, хауса и прочих урбанистических стилей! Смотрим по поисковикам и форумам, что за готическая музыка вплывает в деловой наш разговор. Поисковики приносят анкетные данные. Ну да, дуэт русский, несмотря на немецкое название и англосаксонские имена солистов: «Группа «Отто Дикс» существует с 2004 года, родилась в Хабаровске, затем дуэт переехал в Санкт-Петербург. В состав группы входят вокалист и автор текстов Михаэль Драу (Michael Draw) и композитор и аранжировщик Мари Слип (Marie Slip). Группа играет в стиле электронной готики, хотя в музыке проявляются и черты индастриала». Написать можно все, что угодно, рекламный текст все стерпит. Гораздо интереснее форумы и блоги — там люди не стесняются в выражениях, посылая по матери все, что не понравилось. Однако: «Потустороннее» звучание… Совсем не вызывает радости, но зачаровывает творчество этого коллектива. Кстати, почему они назвали себя Otto Dix, именем знаменитого художника и скульптора (Otto Dix), так и не понял, но догадываюсь, смотря на работы этого самого художника. Группа играет невероятную музыку, невероятную для пост-советского пространства — отличные Gothic EBM и Darkwave. Кроме музыки они выделяются и вокалом — солист Михаэль Драу (лицо с обложки) обладает редким голосом (контр-тенор). Все вместе — музыка, слова, голос — сплетается в нечто особенное, что можно и не любить, но с чем ознакомиться стоит…». И еще: «Otto Dix…Наверное, я слишком много ждала. То ли отстроены были плохо, то ли еще что… Все впечатление испортил плохой звук. А так — да, интересно, гатишно, пафосно :) У Драу действительно голос редкий… Даже когда не поет, а просто говорит, звучит странно…» Во как! Что ж, идем…

…Первое и главное — готы в неготичном Брянске есть. Немного, но наличествуют — человек пятьдесят на танцполе мужеска и женска пола в одежде all black, на ногах great boots, в боевом готичном макияже. Отлично — тусовка обеспечена. Официанты и прочие посетители «Навигатора» (а их немало — просто во время party они не вылезали из-за столиков), время от времени пробегающие через танцпол, выглядели яркими белыми вспышками на этом фоне. Готично! Тусуйтесь с миром, белые пятна…

Первым выходит «cамый романтичный образ на российской темной сцене» Roman Rain. Строгие классификаторы, выкладывающие «анкеты» музыкантов в Сеть, сообщают, что его стиль — «удачная смесь synth-pop, darkwave и electro gothic rock’а, пропитанная веяниями 80-х». Личное впечатление: сильнейший и чистейший голос, на фоне которого вся российская официальная поп-рок-эстрадная сцена кажется похмельными недоделками. М-да, такой голос не в «Навигаторе» нашем славном демонстрировать, где понятие звука — очень отвлеченное понятие (заполнен воздух каким-то сотрясением — и ладно). Хорошо, что перед концертом и Roman Rain, и Otto Dix отстроились, чтобы хотя бы на танцполе восприятию их музыки мешало как можно меньше факторов (в других углах клуба слышно было, конечно… кхм…). Голос певца завораживал так, что наплевать было, по-русски он поет или по-английски — вокал такой чистоты бывает только в оперных театрах высшей пробы. Интересно было бы послушать, как в его исполнении звучит немецкий — самый что ни на есть готичный — язык, но Rain на нем не поет. Хотя, как сообщили информированные люди, очень даже spracht. После концерта он сказал корреспонденту, что любая песня на немецком в его исполнении была бы повторением или просто исполнением чужого текста, что с его, Rain’а, точки зрения, просто недопустимо (разделять sprechen и dichten — большая редкость в российской артистической среде, обычно, едва научившись нескольким фразам на ненашем языке, артисты бегут сочинять глубокомысленные тексты на этом же языке).

Вокал Otto Dix потряс еще больше. Да, конечно, везде пишут про контр-тенор Драу, но одно дело — читать про редкий голос, и совсем другое — слышать его. «Я даже сначала подумал, что его через компьютер гоняют… Прислушался — нет, сам поет…» — протрезвел один из завсегдатаев «Навигатора». Если уж его проняло, то что говорить о фанах?! Причем всю программу Михаэль Драу пел по-русски — в его исполнении наша родная речь казалась каким-то потусторонним шаманским заклинанием (и никакой «Навигатор» не в состоянии был его испортить!). Сам Драу считает, что только родная речь может передать все те оттенки и многослойность значения, без которых песня превращается просто в рифмованные строчки:

«Черные птицы в клетки закованы.

Вещие птицы, Божии вороны.

Прокляты небом, землею не приняты,

Дьяволом брошены, и Богом покинуты…».

Плюс танец-пантомима самого Драу, сопровождающая каждую песню…И ни одного мажорного аккорда — только минор, никакой вестготической агрессии, никаких басов. Российские «остготы» отдают предпочтение извечной русской тоске и фатализму. Ух, как рецензента-то понесло… Недаром же музыкальные критики утверждают, что у Otto Dix «завораживающий голос искусно сочетается с продуманными стихами, полными метафор и надрезающим вены минором…»

… Концерт окончился внезапно: отзвучала очередная песня на шаманском русском языке, Драу поклонился и быстро ушел со сцены. Все — никаких бисов (поговаривают, что сам клуб в этом был виноват, но это поговаривают) и долгого нежного общения с фанатками, выстроившимися у двери в гримерку за автографами (хотя на автографы прорвавшимся Otto Dix не скупились)…

А на улице между тем началось самое настоящее светопреставление — температура упала градусов на десять, и на город обрушился такой дождевой шквал с грозой, что с Покровской горы на улицу Калинина полились самые настоящие селевые потоки, перед баром «Дебрянск» на проезжей части образовалось самое настоящее озеро, в котором натурально утонула неосторожно оставленная машина (воды было по самые стекла), а старая проходная «Арсенала» оказалась даже не подтопленной, а затопленной: плещущаяся в стеклянной «клетке» проходной вода в свете машинных фар — очень готичное зрелище. Не иначе, одна из песен оказалась гримуаром…

otto-dix_220_01.jpg otto-dix_220_02.jpg
otto-dix_220_03.jpg otto-dix_220_04.jpg
otto-dix_220_05.jpg otto-dix_220_06.jpg

Фото Натальи Винокуровой.