spy.jpgТульский губернатор Вячеслав Дудка заявил, что в составе одной из религиозных групп находится кадровый сотрудник военной разведки США. В УФСБ по области утверждение Дудки подтвердить либо опровергнуть отказались, но сам факт пристального внимания американских спецслужб к регионам центральной России достаточно хорошо известен.

Тульский губернатор Вячеслав Дудка по прямоте своей озвучил то, что российские контрразведчики предпочитают не афишировать, а разбираться самостоятельно: «В последнее десятилетие численно возросла и значительно активизировалась деятельность религиозных формирований протестантского толка, управляющие центры которых находятся за рубежом». «Все это проводится под прикрытием благотворительных акций в исправительных и детских учреждениях, центрах социальной помощи, школах-интернатах», — заявил Дудка на совещании о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в Тульской области в четверг, 2 августа. Тульский губернатор утверждает, что «о внимании к данной проблеме и непосредственном участии в реализации религиозных программ в России иностранных спецслужб говорит факт нахождения в составе одной религиозной группы кадрового сотрудника военной разведки США».

Можно, конечно, посчитать, что тульский губернатор переносит на современность реалии холодной войны, но на самом деле эта война не прекращалась ни на один день. Так, сетевое издание «Сегодня.Ру» посвятила феномену подготовки американских разведчиков на российской территории большой материал. Ситуация сложившаяся в нашей стране с начала 90-х годов открыла просто неограниченные возможности перед разведками всего мира. В деле подготовки разведчика важны не только специальные дисциплины – способы сбора информации, вербовки и так далее. Не менее существенно знание языка, культуры, традиции, религиозных представлений, менталитета того народа, против которого предстоит работа. Этот момент, исходя из воспоминаний известных разведчиков, являлся наиболее сложным. Поскольку все это довольно трудно освоить исключительно теоретически, без практического знакомства с предметом изучения. В России же турецкие армейские офицеры под видом торговцев и строителей детально изучают театр предстоящих военных действий на Юге России, а сотрудники спецслужб ряда государств Ближнего Востока проходят стажировку в бандгруппах мятежников на Северном Кавказе.

Не остались в стороне и американцы и информацию о стажировке будущих сотрудников разведсообщества США можно получить из абсолютно открытых источников. На сайте американской «Программы обучения в сфере национальной безопасности» (NSEP) можно ознакомиться с отчетами о реализации Американскими советами по международному образованию: АСПРЯЛ/АКСЕЛС (АСМО) на территории Российской Федерации вышеупомянутой программы (NSEP), разработанной еще в 1991 году Конгрессом США в целях расширения возможностей федеральных министерств и ведомств Соединенных Штатов, обеспечивающих национальную безопасность. Программа поддерживается Фондом Стипендий Дэвида Борена и действует под эгидой Академии развития образования (AED). Один из разделов NSEP — «Национальная языковая инициатива» (NFLI) — предназначен для языковой и страноведческой подготовки стажеров, которые по условиям договора по окончании обучения поступают на работу в Министерство обороны, Министерство внутренней безопасности или иные разведывательные ведомства США, а также Государственный Департамент. Таким образом, выпускники этой продвинутой программы гарантированно становятся сотрудниками спецслужб США. Расходы на их обучение оплачиваются из бюджета NSEP, а реализация данной программы осуществляется на базе Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена в Санкт - Петербурге и курируется представительством АСМО в России.

Кроме откровенной подготовки сотрудников разведки на территории России, используется и зарекомендовавшая себя в борьбе против многих стран схема использования «агентов влияния». Но, если в бурные 90-е вербовать агентов влияния можно было в лоб — через многочисленных консультантов (из Национального демократического (NDI) и Национального республиканского (NRI) институтов), которые учили новоявленные политические организации в России действиям в условиях свободы и демократии, то в 2000-е годы приходится действовать обходными путями. Например, через стажировки специалистов с ведущих предприятий регионов в США (в одной только небольшой дотационной Брянской области на таких стажировках побывало более пятидесяти человек, солидную часть из которых составляли работники «властеобразующего» предприятия) либо через религиозные (о которых говорил Вячеслав Дудка) или культурные миссии. К последним относится, например, система Американских уголков в российских библиотеках. Сегодня по всей России насчитывается более двадцати Американских уголков, причем они были открыты с 2002 по 2004 годы (в годы работы в России послом Александра Вершбоу). Эти уголки (основную часть их фонда составляют книги на русском языке, выпущенные издательским центром USIA (ЮСИА — информационное агентство Соединенных Штатов, американское правительственное внешнеполитическое пропагандистское и исследовательское ведомство)) наличествуют в центральных библиотеках российских столиц, городов-миллионников, а также наиболее интересных со стратегической точки зрения городов — в Центральной России такой уголок есть только в Брянске (пограничной с двумя государствами — Украиной и Белоруссией — области), причем открывал его в феврале 2004 года лично г-н Вершбоу. Причем, учитывая современное техническое оснащение и характер представленных материалов, он сразу же получил статус Американского информационного центра.

То же издание «Сегодня.Ру» в своем материале заявило: «Нужно четко понимать, что цинизма и наглости американцам не занимать, и удивляться ничему тут не приходится. Важно другое: нужно четко осознать, что программы «холодной войны», нацеленные против нашей страны никто не собирался сворачивать, их только адаптировали в соответствии с новой ситуацией». Более сложной по сравнению с временами холодной войны.