kaluga_gorod-mira.jpg Необычный город — из палаток, юрт и индейских вигвамов воздвигнут в чистом поле возле калужского города Боровск: здесь проходит уже второй Международный фестиваль дзен-искусства со странным названием «Мах-Упайя-Пати», который своим символом избрал большой надувной оранжевый шар, удерживаемый над лагерем на тонкой бечевке. Шар будет спущен 5 августа, в день завершения фестиваля.

«Этномир» на калужской земле

Случайного водителя этот необычный фестиваль подстерегает, как НЛО в кустах, поражая и привлекая и необычностью, и загадочностью. Едете вы, к примеру, по древнему городу Боровску, что в сотне километров от Москвы — и вдруг сразу за указателем на музей Циолковского, который прожил здесь более 10 лет, яркая желтая табличка «Этномир. Юрты». Интригует, конечно. Следуя указателям, вы сворачиваете сначала на разбитый асфальт, потом и вовсе на проселок, а за деревней с чудным названием Совьяки обнаруживаете десятка два юрт, точно по ошибке оказавшихся не в степи, а в просторном русском поле.

Но ошибки никакой нет: юрточный лагерь культурно-образовательного центра «Этномир» — это начало грандиозного проекта, целого поселения, на территории которого должны появиться жилища самых разных народов мира. Предусмотрено и русское подворье, стены которого возведены наполовину. Первыми в поле оказались «кочевники» и «индейцы», юрты и вигвамы которых наиболее мобильны. Представители всех остальных культур и народностей пока ютятся в собственных палатках совершенно космополитического вида и происхождения.

На территории юрточного лагеря и расположились участники фестиваля с непонятным для русского человека названием «Маха-Упайя-Пати», что переводится примерно как «Большая искусно устроенная вечеринка». Столь непривычное название характеризует жизненное кредо ее участников — людей «с активной жизненной позицией, нацеленных на творческую и деловую активность и личностное развитие».

Неподготовленного человека с первых минут удивляют здесь две вещи. Во-первых, это деревянные тротуары, находящиеся на высоте от полуметра до метра над землей. Благодаря им поле сохраняет свой первозданный вид, а люди будто бы плывут над травой, не касаясь и не повреждая ее. Второе обстоятельство — полное отсутствие пьяных и даже слегка подвыпивших людей. Употребление спиртного здесь строго запрещено.

Ближе к ночи, в сумерках, можно, конечно, изредка заметить физиономии с блаженной улыбкой и характерным запахом на устах, но это в стороне, на отшибе. Но никаких пьяных, шатающихся или валяющихся на земле, как на других фестивалях под открытым небом, никаких бутылок или окурков. Чистота вообще идеальная — на земле ни одной бумажки. Правда, и участников совсем немного — одновременно на поляне у сцены собирается от силы полторы-две сотни человек. В основном это люди, объединенные общей работой и идеологией «дзенствующих». Еще эти молодые люди исповедуют так называемую «вторую логику», поэтому для тесного общения необходима предварительная подготовка, но представитель организаторов фестиваля Роман Самбул утверждает: и человеку со стороны здесь будет интересно и комфортно. Ведь главная цель всех, кто собрался на поляне — раскрытие и раскрепощение личности. Для этого используются такие разнообразные средства, как фейерверки и выступление музыкальных групп «ZEN-ZEN-ZEN», «Дети Санты», «The Perfect Union», «Аэроглиф», «Небослов», «Легковые птицы», «Грибы». В программе - фестиваль самодельных видеоклипов и фильмов, танцевальные игрища, дзен-фильмы, турниры по дзен-футболу, баскетболу, волейболу, заявлены даже «Зарница» и «Большой пионерский костер».

А кроме того — файер-шоу, массовый фейс-боди-арт, чечетка, «капустники», йога и цигун, мастер-классы по танцам, обучение лепке, изготовление изделий из глины, обжиг их в печке, построенной на фестивале, раскладывание коллективной мандалы и прочее, прочее, прочее.

«Шобака шайтана, о!»

Одно из «центральных» мероприятий – конкурс интернет-проектов, который мужественно проводился в самый солнцепек, в полдень, когда время было бы позагорать, а еще лучше — искупаться. Однако жертвы собравшихся в главной юрте были не напрасны и не случайны, поскольку главным спонсором и, по сути, организатором фестиваля является одна из московских интернет-фирм. Впрочем, наряду с серьезными проектами было предложено немало шутливых, правда, не все авторы знали об этом заранее, зато жюри и зрители повеселились вволю, обсуждая, к примеру, интернет-игру «боевые хомячки».

В итоге первое место получил проект планирования личных и семейных доходов через сайт, расположенный в Интернете. На вопрос, насколько целесообразно использования Сети для решения таких щекотливых, можно даже сказать, интимных вопросов, организаторы шоу ответили: «Время покажет».

Вторая по значимости концептуальная акция фестиваля — Бас-Барабан-Шоу Даши Карандашевой: «open air джем на бас-гитарах, барабанах и других всевозможных басо-барабанных инструментах, сопровождаемый импровизационным танцевальным действом и файер-шоу». Как водится, шоу продолжалось до рассвета. Ближе к середине, возбужденные специфической музыкой зрители и музыканты, наконец-то, соединились и слились в танце, который раньше назывался леткой-енькой, а теперь именуется просто «паровозиком». Обхватив друг друга за талии и плечи, они пританцовывали и кружили вокруг сцены. Кажется, это и был апофеоз. Словом, «оторвались» на полную катушку без пива и водки. Часам к двум ночи музыканты исполнили свое основное концептуальное произведение, идея которого была получена мистическим способом «оттуда» - во время путешествия группы из Петербурга в Москву. Послание вышестоящего разума, оно же название и текст музыкального произведения, состоит из двух слов и одного междометия: «Шобака шайтана, о!» Консолидированные участники Бас-Барабан-Шоу пропели эту великую истину примерно пятьдесят раз, после чего я почувствовал, что глаза мои слипаются и малодушно отправился спать, так что поведать о том, чем закончилось слияние творцов и потребителей нового музыкального стиля, не могу.

Вне конкуренции

Что поделаешь, любое искусство и творение человеческого разума несовершенно и обречено не непонимание со стороны непродвинутого большинства. И только один участник фестиваля был понят всеми и оказался вне конкуренции, на волне столь высокой и искренней популярности, что организаторам пришлось применять специальные административные меры, дабы отвлечь и перенаправить энергию его поклонников в заранее запланированное русло.

Человек этот никому не представился полностью, известно только имя его — Леша. Он в буквальном смысле этого слова прискакал на фестиваль из-за бугра, со стороны дороги, на специальных пружинящих ходулях китайского производства, которые совсем недавно появились в продаже в Москве и называются джамперы или прыгунки. Леша — коммерсант, продвигающий новый товар на рынок. В течение пары часов он обучил всех желающих новому способу передвижения. По его утверждениям, подготовленный человек может развивать на джамперах скорость до 30 км/ч. А чтобы освоить азы новой техники и научиться ходить без подпорок, достаточно буквально 5 минут. Сделав свое дело, он встал на ходули, и, прокричав: «Прощайте, земляне!», — стремительно ускакал обратно за бугор, под аплодисменты участников фестиваля.

Пожалуй, явление Леши на прыгунках народу стало самым ярким событием прошедших дней. Впрочем, вне конкуренции еще одно воспоминание — стог сена, поле и тишина. И только слабый гул «прогрессивной» музыки где-то вдалеке, в центре юрточного лагеря. Но это воспоминание доступно лишь тем, кому удалось оторваться от фестивальной суеты и хотя бы на полчаса вернуться в объятия матушки природы. Здесь хорошо думается и почему-то вспоминается одна из цитат признанного гения и автора «второй логики», великого Клейна, как его неизменно величали на фестивале: «Люди мира! Берегитесь тех, кто хочет переделать его!».