putin_pishet.jpg Критерии эффективности губернаторов установил президент РФ Владимир Путин своим указом от 28 июня 2007 года, причем в первый раз отчитаться за свою работу губернаторам предстоит уже к 1 сентября. На заседании коллегии по проекту бюджета, которая прошла в администрации Брянской области во вторник, 3 июля, брянский губернатор поручил подчиненным проработать доклад по 2006 году, а заодно продумать вариант аналогичного документа по оценке деятельности глав муниципальных образований.

В перечне, который прилагается к указу «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», 43 критерия. То, что президентский указ подписан только в конце июня, не освобождает глав регионов от обязанности отчитаться перед Владимиром Путиным за свою работу в 2006 году уже к 1 сентября этого года. В документе оговаривается, что комиссия при президенте по вопросам совершенствования госуправления и правосудия разработает и утвердит до 1 августа этого года «перечень дополнительных показателей» для оценки деятельности губернаторов и методику оценки. В обязанности комиссии входит также разработка формы «доклада высших должностных субъектов РФ о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период». Правительству же президент поручил до 1 января представить предложения «о порядке выделения грантов субъектам РФ для содействия достижению и (или) поощрения наилучших значений показателей».

На заседании коллегии по проекту бюджета, которая прошла в администрации Брянской области во вторник, 3 июля, губернатор Николай Денин поручил подчиненным проработать доклад по 2006 году: «до 1 сентября необходимо представить соответствующий доклад в комиссию при президенте». Николай Денин выразил уверенность в том, что такая оценка губернаторов станет стимулом к совершенствованию их деятельности, что обернется на благо населения. Параллельно он предложил чиновникам, ответственным за работу с муниципальными образованиями, продумать вариант аналогичного документа по оценке деятельности глав муниципалитетов. Впрочем, с этим делом федералы намерены управиться сами: уже на следующей неделе Госдума планирует рассмотреть поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающие разработку таких же критериев для органов местного самоуправления, перечень которых также будет утвержден указом президента.

Что же до эффективности этого начинания Кремля, то, по мнению скептиков, есть реальная опасность, что этот «список 43» подменит собой все остальное и деятельность губернаторов сведется к работе на введенные показатели. «В основном губернаторов будут оценивать по количественным экономическим и социальным показателям региона. А как еще, казалось бы? — Но дело в том, что на эти показатели (ВРП, бюджетные расходы на сельское хозяйство в расчете на рубль продукции или доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества etc.), кроме государственных управленцев, влияет множество других факторов (например, наличие в регионе крупных компаний, климатические условия), — отмечают «Ведомости». — Сравнение в динамике также не решает проблемы: благодаря эффекту низкой базы в благоприятных экономических условиях бедные регионы могут показывать мощный рост без особых усилий губернатора, в то время как богатые будут добавлять по полпроцента, как губернатор ни бейся». Впрочем, «методики оценки работы региональных властей существуют и в развитых странах, вполне себе успешных с точки зрения выборной демократии. Другое дело, что там это служит для совершенствования качества управления. В России критерии эффективности могут быть восприняты исключительно как критерии снятия/неснятия губернатора.<…> То есть, если по каким-то причинам губернатора надо будет снять, можно публично попенять ему на низкий ВРП или плохие результаты ЕГЭ. Впрочем, губернатор все равно будет страховаться и любыми способами накручивать себе ВРП и успехи выпускников и сокращать официальное число сирот».

Последний момент, этакий «эффект соцсоревнования», вызывает достаточно серьезные опасения. «Не стоит забывать, чем обычно заканчивались социалистические соревнования в нашей стране, — отмечает «KP.RU», —приписками, подтасовками и другими видами чиновничьего жульничества. К примеру, легко себе представить, как сдадут госэкзамены школьники, если за результаты спросят с губернатора. Кембридж и Оксфорд будут завидовать блестящим оценкам выпускников Нижних Мымр! К тому же интересно, кто будет готовить соцопросы, в особенности «об удовлетворенности местной властью». Если местные «независимые социологи», то Кремль получит неплохой отчет. Всех устраивающий, а потому бесполезный…».

Итак, главы регионов будут оцениваться по таким показателям:

1. Объем валового регионального продукта;

2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека;

3. Реальная среднемесячная начисленная зарплата работников в сравнении с предыдущим годом;

4. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений (здравоохранения, образования, соцзащиты, физкультуры и спорта, культуры и искусства) к среднемесячной зарплате работников, занятых в сфере экономики региона;

5. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума;

6. Уровень безработицы в среднем за год;

7. Смертность населения (в том числе младенческая, детская, материнская, в трудоспособном возрасте, в результате ДТП);

8. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего;

9. Удельный вес детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;

10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (% от числа отпрошенных);

11. Удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших в едином госэкзамене;

12. Доля выпускников учреждений начального и среднего профобразования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений;

13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профобразования (% от числа опрошенных);

14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемные семьи, на усыновление, под опеку, охваченных прочими формами семейного устройства, находящихся в государственных учреждениях всех типов);

15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом;

16. Обеспеченность спортсооружениями в субъекте РФ;

17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными организациями культуры, и в работе любительских объединений;

18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 населения;

19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта РФ, — всего, в том числе введенная в действие за год;

20. Отношение средней цены 1 кв. м общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте РФ;

21. Доля населения, проживающего в аварийных многоквартирных домах;

22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления домами (в том числе, непосредственное управление, ТСЖ или жилищный кооператив, управляющими организациями разных форм собственности);

23. Доля убыточных организаций ЖКХ;

20:34:56 24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство;

25. Заявленная мощность, которая была не удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности техприсоединения к объектам электросетевого хозяйства;

26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества;

27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям;

28. Уровень криминогенности (% от числа опрошенных);

29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений;

30. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;

31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП;

32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельхозпредприятий в их общем числе;

33. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельхозпродукции;

34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ;

35. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на содержание работников органов госвласти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона;

36. Объемы просроченной кредиторской задолженности гос- (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта РФ и муниципалитетов по исполнению обязательств перед гражданами;

37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов (без учета субвенций на делегированные полномочия);

38. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на здравоохранение в расчете на одного жителя (в том числе, на территориальную программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, из них — средства обязательного медстрахования);

39. Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ в расчете на одного обучающегося (в том числе, на общее образование, на начальное и среднее профобразование);

40. Доля расходов бюджета на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными и негосударственными организациями, в общем объеме расходов на «социалку»;

41. Доля государственных (муниципальных) медучреждений (в том числе, применяющих медико-экономические стандарты оказания медпомощи, переведенных на оплату труда по результата меддеятельности, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат);

42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование или на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат;

43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе их информационной открытостью (% от числа опрошенных).