dramteatre.jpgXV международный фестиваль «Славянские театральные встречи» близится к завершению. Накануне подведения итогов девятидневной программы фестиваля своими впечатлениями и замечаниями поделилась председатель его жюри, заведующая кабинетом национальных и драматических театров Союза театральных деятелей России, театральный критик Марина Корчак

Программа каждого дня фестиваля включала в себя от одного до трех спектаклей. С 20 по 28 мая брянские театралы и гости «Славянских театральных встреч» успели увидеть уже десять спектаклей, остался последний, одиннадцатый. После просмотров нескольких работ жюри собирается на обсуждение увиденного. В составе профессионалов-оценщиков также начальник управления культуры области Наталья Сомова, народная артистка РФ, актриса Брянского театра драмы Марина Гаврилова, директор Брянского театра драмы, заслуженный работник культуры РФ Владимир Макаров, главный художник, режиссер Брянского театра кукол Ольга Сидоренко и другие.

Марина Михайловна, почти все спектакли фестиваля позади, многое ли Вас удивило, запомнилось?

— Меня ничего не поразило, но запомнилось многое. К интересным работам, безусловно, можно отнести спектакль Орловского театра «Свободное пространство», «Кармен» Смоленского театра, «Полеты с ангелом» коллектива из Минска и другие. Вот, например, в спектакле Орла «Любовью не шутят» сразу чувствуется хорошая работа режиссера, много интересных деталей.

Как Вы оцените программу фестиваля?

— Каждый день был заявлен спектакль определенного жанра. Это и моноспектакль Тамбовского театра, это и жанр литературного театра в работе «Полеты с ангелом» (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск. — Ред.), это и комедии, драмы, мелодрамы. То есть в целом был представлен спектр типичных театральных жанров. Все это и есть театр сегодня, его реальная картина.

Что можете сказать о спектаклях трех брянских театров?

— Что касается «Серой шейки» театра кукол, то лично я была удивлена реакцией детей, которые были его зрителями. Они настолько были поглощены действием, настолько внимательно следили за происходящим, что я была, честно говоря, очень удивлена. Детский зритель вообще очень чуткий, завладеть его вниманием, удержать его не так-то просто. К тому же мне сказали, что эта работа — режиссерский дебют главного художника театра Ольги Сидоренко. Я считаю, что это удачный дебют. Спектакль театра драмы… Я согласна, что затронутая в нем тема Чеченской войны крайне важна и актуальна. В этой работе очень много живых, трогательных вещей. Вся история проходит через три пары влюбленных — это тоже интересно. Есть хорошие актерские работы. Но материал сам по себе сложный, есть над чем работать всей труппе — и актерам, и режиссеру. Теперь «Золотые люди» в ТЮЗе — тоже интересная работа. Мне запомнилась исполнительница роли Мурзавецкой (Светлана Малькина — Ред.) — обычно эту героиню играют тучные, статные женщины, а в этом спектакле я увидела привлекательную, темпераментную женщину, которая еще ого-го… (Смеется). Налицо интересные задумки, но не хватает режиссерской руки. Ведь в ТЮЗе у вас нет режиссера, и это чувствуется. С актерами еще нужно работать.

Удалось ли Вам увидеть на фестивале проблемы, актуальные для современного русского театра?

— Да, конечно. Самая актуальная проблема, которая характерна сейчас практически для всех театров — это неумение режиссеров работать с актерами! Многие из них научились работать с пространством, со светом, то есть с целым рядом важных вещей, но далеко не все умеют работать с актерами. В чем это проявляется? А в том, что актер зачастую просто произносит свой текст со сцены, не донося его до зрителей. Поэтому зритель может уйти из театра, не затронутый увиденным. Актер должен уметь донести мысль, идею режиссера, он должен быть органичным, адекватным, так скажем. Слабая режиссура — эта одна из острых проблем сегодняшнего театра. На вашем фестивале я тоже увидела это в большинстве работ. Ну, это если судить строго (Улыбается).

Есть претенденты на звание лучших исполнителей мужской и женской ролей?

— Да, конечно. Я вам скажу, что в каждом театре есть талантливые, сильные актеры. В каждом спектакле можно было увидеть интересные актерские работы, и претенденты, конечно, есть, просто не хочется оглашать их имена до закрытия фестиваля. Хотя, опять же повторюсь, что актерам всегда нужна твердая рука режиссера. Именно он должен развивать их творческую личность, работать над репертуаром и не только. Кстати, еще одна из актуальных проблем, теперь уже актерских, — это плохая речь. Не удивляетесь, сейчас это распространено повсеместно! Люди сидят на третьем ряду и не слышат, что говорит актер, хотя акустика у вас в театре замечательная. В данном случае это вина актера, ведь над речью нужно постоянно работать. С пластикой у современных актеров дело обстоит лучше.

Что для Вас, как для театрального критика, важно увидеть в спектакле?

— Тут достаточно много моментов, но в первую очередь я обращаю внимание на реакцию зрителей. Я уверена, что зритель всегда прав! Хотя, конечно, публику тоже нужно воспитывать. Понимаете, зрителей нельзя обмануть, они всегда чувствуют неискренность. Еще отмечу, что на вашем фестивале я не увидела оскорбительных, так скажем, нововведений, которые сейчас нередко присутствуют в современных постановках. На этом фестивале подобного не было, что радует.

Как оцените брянскую публику?

— Зритель у вас потрясающий! В жару +32 градуса прийти в театр, заплатив за это, — почти подвиг! (Смеется). А ведь залы на всех спектаклях были полные. У вас очень благодарный зритель. Если сравнивать с московской публикой, то там люди более привередливые, вернее, просто искушенные.

Чем «Славянские театральные встречи» в Брянске отличаются от других театральных фестивалей?

— Ваш фестиваль, действительно, отличается от других. Чувствуется, что это встреча именно театров трех стран: России, Белоруссии и Украины. Чувствуется славянская культура, единение братских народов. Эта идея мне очень симпатична. © ИА «Город_24»